Переплёт и реставрация книг.
Ю. П. Ирошников
И. Г. Ирошникоза
Переплет и реставрация книг
Переплет и реставрация книг (Новое в жизни, науке, технике.
Сер. «Сделай сам»): Знание; Москва; 1989
ISBN 5-07-001179-0
Аннотация
В выпуске содержатся практические советы
и рекомендации по переплету и реставрации
книг в домашних условия. без использования
специальныхприспособлений сложного инструмента и
дефицитных материалов Все предлагаемые советы
и рецепты, проверенные авторами на практике,
являются обобщениембогатого опыта самодеятельных
переплетчиков-любителей.
Рекомендуется какдля использования в кружках юных
переплетчиков, так и для самостоятельного изучений и
освоения переплетного и реставрационного дела.
Содержание
КОНСТРУКЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
КНИГИ
6
ХРАНЕНИЕ КНИГ И УХОД ЗА НИМИ 13
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ КНИГЕ 28
РЕСТАВРАЦИЯ КНИГ В ДОМАШНИХ
УСЛОВИЯХ
41
ШИТЬЕ КНИЖНОГО БЛОКА 48
ОБРАБОТКА КНИЖНОГО БЛОКА 71
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЕРЕПЛЕТНЫХ КРЫШЕК 89
ВКЛЕЙКА БЛОКА В ПЕРЕПЛЕТ 101
ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЕ
ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕПЛЕТА
105
Ю. П. Ирошников,
И. Г. Ирошникоза
Переплет и
реставрация книг
С момента появления книги стали играть огромную
роль в духовной жизни людей. Высоко ценимые, кни-
ги бережно сохранялись, передавались по наследству,
собирались в обширные библиотеки.
Уважительно, с любовью относились и относятся к
книге в нашей стране. Так, изображение книги встреча-
лось на старинных гербах русских городов. Вот описа-
ние одного из гербов: «Перьмской, в золотом поле чер-
ный медьведь, на котором стоит книга в красном пере-
плете, обрезы и застежки золотыя; а на верьху книги
водружен серебряный крест».
Однако нетленные плоды человеческом мысли хра-
нятся в тленных одеждах – коже, картоне, коленкоре,
бумаге, ледерине… Были времена, когда отделке пе-
реплетов уделялось особое внимание, и служили та-
кие переплеты веками. Правда, тиражи тогда были не-
большими. А сейчас… Понятно, в наше время труд-
но ждать чего-то необычного от нынешнего переплета
для многотиражного издания. Но все же слишком бы-
стро выходят из строя часто читаемые современные
книги. Конечно, можно обратиться в переплетную ма-
стерскую. Увы, там вам сделают в лучшем случае про-
сто футляр для книги: оклеенные современным мате-
риалом томики с нанесенным на них золотым тисне-
нием, которое вскоре начинает осыпаться – вот и все
«искусство» теперешнего переплета!
Очень не хочется смиряться с мыслью, что умение,
опыт и чувство красоты, присущие нашим предкам,
утеряны безвозвратно. И очень хочется верить в то,
что предлагаемая публикация поможет книголюбам в
овладении навыками переплетного мастерства и даст
возможность получить удовлетворение результатами
своего собственного труда.
Впервые этот материал по переплетно-реставраци-
онным работам был опубликован в газете «Книжное
обозрение». Публикация представляла собой обобще-
ние практического опыта большого числа переплетчи-
ков-любителей с разных концов нашей страны. Учтя
критические замечания читателей и их пожелания, ав-
торы переработали ранее опубликованные материа-
лы и предлагают читателям, желающимсамостоятель-
но освоить переплетноедело, этот труд.
КОНСТРУКЦИЯ И ОСНОВНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ КНИГИ
Нельзя приступать к переплетным или реставраци-
онным работам, не зная, как устроена книга. Возьми-
те в руки хорошо выполненную книгу (рис. 1) и осмо-
трите ее внимательно. Внешнюю одежду книги соста-
влявляет с у п е р о б л о ж к а, надеваемая поверх
переплета и удерживаемая на нем при помощи клапа-
нов. Как правило, суперобложка выполняется из бума-
ги или синтетических материалов и несет на себе до-
полнительную текстовую или изобразительную инфор-
мацию о данной книге. Назначение суперобложки – чи-
сто декоративное, но иногда она служит и для защиты
переплетных крышек от загрязнения и разрушения.
П е р е п л е т н ы е к р ы ш к и и к о р е ш о к п е р е п л е
т a книги оклеены снаружи прочным покровным мате-
риалом: на лицевой крышке переплета – художествен-
ная отделка, зависящая от назначения данной книги.
Корешок переплета также часто несет на себе элемен-
ты художественного и графического оформления кни-
ги.
Как правило, края переплета выступают за преде-
лы книжного блока. Эти выступающие часто перепле-
та называются к а н т а м и. Beрхнюю и нижнюю части
корешки книжного блока украшают кромки к а п т а л а –
соединительной тесьмы, дополнительно скрепляющей
листы книга, защищающей внутреннюю часть блока от
проникновения в нее пыли, скрывающей следы обра-
ботки внутренней части книжного блока от посторонне-
го глаза, а также придающей книге опрятность и при-
влекательность.
Рис. 1. Книга: 1 – книжный блок; 2 – суперобложка;
3 – переплетная крышка; 4 – ляссе; 5 – рубчик; 6 – ка-
птал; 7 – корешок; 8 – кант; 9 – экслибрис; 10 – кла-
пан суперобложки; 11 – форзац; 12 – фронтиспис; 13
– титульный лист
Шелковая л е н т о ч к а – з а к л а д к а (л я с се е),
цвет которой сочетается с цветом каптала, завершает
внешнюю отделку книги и облегчает работу с нею: за-
кладка – верное средство избавиться от «невинней»
привычки загибать углы книжных листов, а ведь загиб
на бумажном листе, что зарубка на дереве, – один вред
и ничего больше.
Попробуем открыть верхнюю крышку переплета.
Это удается довольно легко, и способствует этой лег-
кости ш а р н и р или р у б ч и к между переплетной
крышкой и корешком переплета.
Если рубчик – внешняя часть шарнира, то внутрен-
нюю его часть образует сгиб двойного листа бумаги
или иного гибкого и прочного материала, одна полови-
на которого свободна, а другая приклеена к внутрен-
ней стороне переплетной крышки. Это – ф о р з а ц.
Иногда форзацы книги бывают художественно офор-
мленными.
Ну а что там, за форзацем?..
В большинстве современных книг за ним прячет-
ся титульный лист, на котором, помимо имени автора
и названия книги, приводятся сведения об издатель-
стве и дате выпуска в свет книги. Иногда перед титуль-
ным листом можно встретить своего рода «фасадную»
страницу – ф р о н т и с п и с.
Лист с фронтисписом обычно вклеивается перед ти-
тулом, по ипогля и перед начальной страницей. Печа-
тается фронтиспис отдельно, на бумаге лучшего сортa
по сравнению с бумагой книжного блока. На нем поме-
щаются портреты автора или героев книги, ключевые
иллюстрации к тексту.
И наконец, на внутренней стороне лицевой крышки
переплета книги можно встретить э к с л и б р и с –
книжный знак владельца библиотеки. Обычно он вы-
полняется в виде отдельно наклеиваемой этикетки, ре-
же в виде оттиска с гравированного изображения на
внутренней стороне форзаца.
Итак, мы познакомились с внешней стороной книж-
ного переплета. Интересно заглянуть и внутрь его. Ду-
мается, что это легче всего сделать, если в ваши ру-
ки попала книга-ветеран, нуждающаяся в переплете и
реставрации. Специально препарировать книгу для из-
учения ее «анатомии», конечно, не стоит.
Рис. 2. Переплетная крышка: 1 – картонная сто-
ронка; 2 – отстав; 3 – корешок; 4 – рубчик; 5 – покров-
ный материал
На рис. 2 показан так называемый составной пере-
плет книги. Две картонные с т о р о н к и (крышки пе-
реплета) соединены со стороны корешковой части по-
лоской переплетного материала. Из такого же мате-
риала выполнена и отделка у г о л к о в к р ы ш е
к. Средние части крышек переплета оклеены матери-
алом, гармонирующим с материалом корешка. Жёст-
кость и упругость корешковой части переплета обес-
печиваются о т с т а в о м, вклеенным таким образом,
чтобы зазоры между его краями и внутренними краями
крышек (шпации) сделали возможным создание рубчи-
ка-шарнира переплета книги.
Книжный блок по корешку укреплен марлей; верхняя
и нижняя части корешка оклеены капталом (рис. 3),
Края марли, заходящие на верхний и нижний форза-
цы книги, обеспечивают надежное закрепление книж-
ного блока в переплете и увеличивают прочность шар-
ниров переплетных крышек.
Рис. 3. Книжный блок: 1 – форзац;. 2 – передний об-
рез блока; 3 – нижний обрез блока; 4 – каптал; 5 – мар-
ля; 6 – верхний обрез блока; В – ширина блока; L – дли-
на блока (высота); Н – толщина блока
В старину обрезы книжного блока золотили. Чаще
только верхний обрез (головку), реже – головку и бо-
ковой обрез (передок), богаче всех выглядели книги с
позолотой на всех трех обрезах блока – на головке, пе-
редке и на хвосте (нижнем обрезе). В массовых совре-
менных изданиях обрезы иногда окрашивают, но обыч-
но закраска обрезов книжного блока не производится.
Следует отметить, что окраска обрезов, помимо чисто
эстетической стороны, предохраняет страницы книг от
злейшего врага – пыли.
Теперь, когда мы в общих чертах ознакомились с
«анатомией» книги и с назначением ее конструктивных
элементов, уделим внимание такому важному вопросу,
как хранение книг и уход за ними.
ХРАНЕНИЕ КНИГ
И УХОД ЗА НИМИ
«Собираем ли мы книги «как таковые» или «хоро-
шие», или «редкие» и «ценные», или, наконец, «нуж-
ные», мы уже имеем дело не с отдельной книгой, а
с библиотекой, маленькой или большой, не так в кон-
це концов важно». Эти слова принадлежат известному
библиофилу 11. П. Беркову.
В наши дни книги поселились в каждом доме. По-
жалуй, нет сейчас такой семьи, которая не имела бы
своей, пусть небольшой, домашней библиотеки. Книга
прочно вошла в жизнь каждого, она учит, советует, раз-
влекает, заставляет задуматься.
Конечно же, ценность книги выше ее потребитель-
ской стоимости. И сегодня мы с такой любовью бе-
рем в руки немногочисленные сохранившиеся до на-
ших иней издания, которые держали в своих руках на-
ши предки. А ведь нынешнее массовое издание через
пару веков станет для наших потомков настоящей ан-
тикварной книгой, раритетом.
Как сохранить это богатство? Как уберечь его от не-
умолимого воздействия времени?
Присмотритесь к читающей публике… Это легко
сделать в транспорте, ибо, как сказал один на юмори-
стов, «читая в транспорте, теряешь зрение, но сохра-
няешь место».
Вот один читатель держит в руках аккуратно оберну-
тую книгу, а рядом – другой, читающий книгу, сложив ее
пополам по корешку. Действительно, ему удобно: книга
занимает меньше пространства, но каково книге? А вот
девушка, собираясь покинуть вагон метро, заложила
между страницами книги авторучку и сунула небрежно
книгу в авоську с продуктами… Порой можно слышать
от владельцев книг такие слова: «Я ее купил, что хочу
с нею, то и стану делать. На мой век хватит!..» А уж
как читал книги Евгений Онегин, мы знаем со школь-
ных лет:
«Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей…»
«Человек может стукнуть обидчика кулаком. Собака
– укусить. Даже муха, даже комар могут спастись бег-
ством. Книга может только гордо и молча погибнуть».
Эти слова написаны на плакате в одной из библиотек…
Были времена, когда на довоенных библиотечных кни-
гах можно было встретить вклеенную под обложку па-
мятку:
«Убедительная просьба книги.
Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками:
мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели.
Не ставьте на меня локтей, когда читаете, и не кла-
дите меня раскрытой лицом вниз; ибо вам самим не
понравится, если бы с вами так обращались.
Не кладите также в меня карандаша, ничего толсто-
го, кроме тоненького листа бумаги, иначе разрывается
корешок.
Если вы кончили читать и боитесь потерять место,
где вы остановились, то не делайте значка ногтем, а
вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спо-
койно отдохнуть.
Не забывайте, что после того, как вы прочитали, мне
придется побывать и у других читателей.
Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу
вам быть счастливыми».
Помимо этих элементарных советов, обратите вни-
мание и на десять запретов для читателей, опублико-
ванных в конце прошлого века петербургским журна-
лом «Известия книжных магазинов товарищества М. О.
Вольф». Вот эти запреты:
«1. Не бери книг у других для прочтения, если ты
имеешь возможность сам покупать книги.
2. Не разрезывай страниц книги пальцами даже в
том случае, если ты уверен, что твои пальцы чисты.
3. Не слюни пальцев при перелистывании книги, ибо
это неприлично и опасно для здоровья.
4. Не израсходуй всех ассигнованных на приданое
дочери денег, не купив ей предварительно хотя бы не-
большую библиотеку.
5. Не уезжай в деревню, на воды или на курорт, не
положив предварительно в чемодан несколько книг.
6. Не одевайся изящно и не считай себя джентльме-
ном, если читаешь грязные и запачканные книги.
7. Не покупай никогда заведомо краденых книг, ибо
этим наносишь ущерб и автору, и издателю и роняешь
достоинство самой книги.
8. Не составляй суждения о книге на основании од-
ной только прочитанной тобой рецензии.
9. Не заботься, чтобы у тебя был подвал, полный
вин, а старайся, чтобы у тебя была возможно полная
библиотека.
10. Не говори, что у тебя нет средств на покупку книг,
раз у тебя хватает средств на многие лишние расхо-
ды».
Чтобы книги дольше служили, о них надо заботить-
ся. Часто книга страдает от неаккуратного хранения:
рассыхается или набухает от сырости, заражается спо-
рами грибков, подвергается нападению насекомых. В
душном и прокуренном помещении, в запыленном воз-
духе книги, как и люди, чувствуют себя плохо…
Пыль – главный враг книги. Она собирается в тех ме-
стах, где тома стоят неплотно или выходят корешками
из общего ряда книг. Воздушный поток с имеющимися
всегда в нем пылинками и этих местах меняет напра-
вление своего движения и образует небольшие вихри.
Сила инерции выбрасывает из него отдельные пылин-
ки, которые оседают на корешках и обрезах книг.
Поэтому вполне естественно, что больше всех стра-
дать от этого будут книги, не защищенные супероблож-
ками или картонными футлярами, с незакрашенными
обрезами. Бытовая пыль, помимо неудобств в эстети-
ческом и гигиеническом отношении, служит источни-
ком поражения книг спорами грибков и плесени, жиз-
недеятельность которых активизируется при наличии
влаги.
Раз в месяц рекомендуется очищать обрезы и ко-
решки книг пылесосом или протирать обрезы и бумаж-
ные обложки сухой марлевой или трикотажной тряпоч-
кой либо пылеулавливающей салфеткой, а корешки
переплетов – влажной мягкой тряпочкой (лучше смо-
ченной 2 %-ным водным раствором формалина, про-
даваемого в аптеках в виде 10 %-ного раствора, кото-
рый следует соответственно разбавить водой). При ча-
стичной очистке пыль снимают только с наружных по-
верхностей книг, а при полной – еще из корешков пе-
реплетов, что достаточно просто сделать при помощи
щетки или плоской кисти – флейца.
Часто можно слышать вопрос: что удобнее – книж-
ный шкаф или стеллаж? Все зависит от ваших возмож-
ностей: стеллажи требуют меньше места, чем шкафы
или полки, да и сделать их можно самим по своим чер-
тежам с учетом особенностей вашей квартиры, числа и
габаритов входящих в библиотеку книг. Единственное
условие при изготовлении стеллажа – это обязатель-
ный зазор 1,5–2 см над верхними обрезами книг. Такой
зазор необходим для сохранности корешков книг при
снятии их с полок стеллажа и для «дыхания» книг.
Тома ставьте в одни ряд. Находяшиеся во втором ря-
ду книги ухудшают условия хранения всего собрания
и, как правило, являются «мертвыми», так как выпада-
ют из пользования.
Книги в журналы высотой до 350 мм хранят верти-
кально на нижнем обрезе (конструкция корешка и пе-
реплета выдержит массу блока); книги больших фор-
матов и тяжелые альбомы лучше держать в лежачем
положении в стопках по 5–6 штук в каждой. Ни в ко-
ем случае нельзя хранить книги в штабелях на полу,
на подоконниках, в кладовых, на антресолях и в дру-
гих не приспособленных для этого местах. При переез-
де книги лучше перевозить упакованными в картонные
коробки, чемоданы или ящики, но ни в коем случае не
в пачках, перевязанных бечевкой…
Книжные стеллажи, полки и шкафы целесообразно
размещать перпендикулярно стенам; имеющим окна,
то есть так, чтобы на книги падал только рассеянный
свет.
Нужно охранять книгу от солнца, так как ультрафио-
летовые лучи разрушающе действуют на все материа-
лы книги. На лето желательно закрывать книги на пол-
ках бумагой, занавешивать тканью, чтобы на них не по-
падали прямые солнечные лучи.
Некоторые книголюбы тратят немало сил и средств
на застекление стеллажей. Да, это в какой-то мере за-
щищает книги от пыли и воздействия солнца, но не
следует забывать, что плотная, но не тесная расста-
новка томов вполне справляется с первой задачей, да
и дизайнеры считают, что большое число застеклен-
ных полок не украшает интерьер.
Но если уж книги находятся в закрытых или засте-
кленных шкафах или полках, почаще проветривайте
их.
Идеальными условиями для хранения книг специ-
алисты считают такие: температура воздуха 18–22°
С, относительная влажность 50–65 % (кстати, такие
же условия являются комфортными и для человека).
Книжные стеллажи и шкафы не ставьте вблизи отопи-
тельных приборов: бумага – весьма капризный матери-
ал и резкие перепады температуры и влажности уско-
рят ее старение, в результате чего она станет хрупкой.
При повышенной влажности положите в книжные шка-
фы мешочки с силикаголем (или любым другим актив-
ным поглотителем влаги, например, с поваренной со-
лью или безводным гипосульфитом натрия, применя-
емым в фотографии для приготовления фиксажа), а
если в помещении слишком сухой воздух, рекоменду-
ется воспользоваться бытовым увлажнителем воздуха
любого типа.
Более подробные рекомендации о режимах хране-
ния книг вы найдете в сборнике Госстандарта СССР
«Хранение документов в фондах библиотек и органов
научно-технической информации общественных тре-
бований» (М., 1980) и в пособии «Гигиена и рестав-
рация библиотечных фондов» (М., 1985), подготовлен-
ном коллективом Государственной библиотеки СССР
им. В. И. Ленина.
Время от времени просматривайте книги – не заве-
лись ли в них насекомые: жуки-точильщики, кожееды,
моль, книжная вошь и др. Одни из них питаются бу-
магой, другие предпочитают переплеты, личинки тре-
тьих не прочь полакомиться клеем. Чаще всего книж-
ные вредители появляются в тех случаях, когда книги
на полках стоят слишком плотно или их не часто сни-
мают с полок, а также тогда, когда редко убирается по-
мещение.
Особенно опасны личинки жуков-точильщиков и до-
машней моли. Они развиваются в книгах вблизи кры-
шек переплета, по полям книжного блока, около кореш-
ка. По окончании цикла развития личинка прогрызает
выходное отверстие в бумаге и крышках переплета, со-
здавая каналы.
Если есть подозрение, что книга поражена насеко-
мыми, простучите нижней частью корешка полурас-
крытой книги по чистому листу бумаги. Если наличие
живых личинок или насекомых на бумаге подтвердит
ваше подозрение, обязательно проведите дезинсек-
цию зараженных книг.
В этом случае обычно используются инсектициды
для борьбы с бытовыми насекомыми «Прима» или
«Дихлофос» (препараты производятся и поступают в
продажу, в виде жидкостей или в аэрозольных упаков-
ках). Пораженную насекомыми книгу помещают в по-
лиэтиленовый пакет и обрабатывают препаратом. При
отсутствии аэрозолей в корешок книги закапывают по
2–3 капли 2 %-ного водного раствора хлорофоса. Об-
работанную таким образом книгу выдерживают в гер-
метичном пакете в течение 3 сут.
Можно также веерообразно раскрытую книгу поста-
вить на нижний обрез в герметично закрытый ящик с
препаратом «Антимоль» на 7—10 дней.
При появлении насекомых в книгах тщательно осмо-
трите все места возможного их скопления в шкафах,
стеллажах, плинтусах и вентиляционных решетках и
обработайте их препаратами «Прима», а через неко-
торое время «Дихлофосом».
Нужно помнить о токсичности ядохимикатов и строго
придерживаться инструкции по их применению.
Если книга попадает в сырое помещение или долгое
время находится во влажной атмосфере, она часто по-
ражается плесенью. Книги с пятнами плесени (разно-
цветными бархатистыми налетами) необходимо сроч-
но изолировать от других книг, тщательно просушить и
продезинфицировать.
Известно более 200 видов плесневых грибков, спо-
собных поражать книги. Появление и рост плесени (а
для этого нужны соответствующие условия!) сопрово-
ждаются образованием цветных пятен. На корешке и
крышках возникают налеты сероватого цвета, на бу-
маге и картоне, а также на тканях налеты имеют муч-
нистый бархатистый вид. Участки бумаги, пораженные
плесенью, пигментируются, со временем разрушаются
и выпадают.
Ни в коем случае не пытайтесь стирать пятна пле-
сени тряпкой: споры плесневых грибков вотрутся в по-
ры бумаги и книга будет окончательно испорчена. Пят-
на плесени нужно смочить 2–3 %-иым водным раство-
ром формалина, который убивает плесень, а оставши-
еся пигментные пятна обесцвечивают 3–5 %-ным рас-
твором перекиси водорода, который можно заменить
раствором гидроперита (таблетки последнего прода-
ются в аптеках). Для контроля за качеством отбелива-
ния под обрабатываемый лист книги кладут лист бе-
лой бумаги, покрытый пластиной оргстекла или плен-
кой прозрачного бесцветного полиэтилена. Пятно сма-
чивается подготовленным раствором, а через пять ми-
нут излишки жидкости удаляют фильтровальной бума-
гой. При необходимости этот процесс повторяют мно-
гократно.
Следует помнить, что обработку формалином луч-
ше производить при помощи ватного или марлевого
тампона. Смоченный формалином тампон сильно от-
жимают и обрабатывают им пятна плесени, собирая
плесень к центру пятна и захватывая ее тампоном.
Использованный тампон для повторного применения
непригоден. После снятия плесени необходимо еще
раз обработать всю страницу книги формалином, по-
сле чего следует протереть ее сухим чистым тампо-
ном. Неплохо протереть чистым тампоном форзацы и
листы книги, примыкающие к пораженным плесенью
листам. При отсутствии формалина применяют наша-
тырный спирт, но в этом случае эффект от обработки
будет несколько хуже. «Вылеченную» книгу просуши-
вают при комнатной температуре.
Работают с формалином в резиновых перчатках или
напальчниках, причем все операции рекомендуется
проводить в хорошо вентилируемом помещении, на-
дев марлевую повязку.
В дальнейшем следует производить профилактиче-
ский осмотр книг, как правило, весной и осенью, обра-
щая особое внимание на те из них, которые были по-
ражены насекомыми или плесенью. Время от времени
необходим полистный осмотр книг, особенно в случа-
ях, когда условия их хранения не совсем благоприят-
ны.
Иомпате, что профилактика – лучший способ борь-
бы с заболеванием. Поэтому позаботимся о том, что-
бы шкафы или полки с книгами не стояла у сырой
или холодной стены. Заметив сырость, следует хоро-
шо просушить стену, полки, сами книги и обработать
места, где была замечена сырость, 2–3 %-ным раство-
ром формалина. Если же на книгах замечены пятна
от сырости, но плесень еще не появилась, попробуйте
воздействовать на эти места 5—10 %-ным раствором
алюмокалиевых квасцов, после чего хорошенько про-
сушите страницы. Пятна после таких операций долж-
ны исчезнуть.
Книги в кожаных переплетах или с кожаными кореш-
ками требуют особого к себе внимания.
Такие книги очень чувствительны к влажности возду-
ха и наличию в нем соединений с… Продолжение »