Переплёт и реставрация книг.

 

Ю. П. Ирошников

И. Г. Ирошникоза

Переплет и реставрация книг

Переплет и реставрация книг (Новое в жизни, науке, технике.

Сер. «Сделай сам»): Знание; Москва; 1989

ISBN 5-07-001179-0

Аннотация

В выпуске содержатся практические советы

и рекомендации по переплету и реставрации

книг в домашних условия. без использования

специальныхприспособлений сложного инструмента и

дефицитных материалов Все предлагаемые советы

и рецепты, проверенные авторами на практике,

являются обобщениембогатого опыта самодеятельных

переплетчиков-любителей.

Рекомендуется какдля использования в кружках юных

переплетчиков, так и для самостоятельного изучений и

освоения переплетного и реставрационного дела.

Содержание

КОНСТРУКЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

КНИГИ

6

ХРАНЕНИЕ КНИГ И УХОД ЗА НИМИ 13

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ КНИГЕ 28

РЕСТАВРАЦИЯ КНИГ В ДОМАШНИХ

УСЛОВИЯХ

41

ШИТЬЕ КНИЖНОГО БЛОКА 48

ОБРАБОТКА КНИЖНОГО БЛОКА 71

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЕРЕПЛЕТНЫХ КРЫШЕК 89

ВКЛЕЙКА БЛОКА В ПЕРЕПЛЕТ 101

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЕ

ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕПЛЕТА

105

Ю. П. Ирошников,

И. Г. Ирошникоза

Переплет и

реставрация книг

С момента появления книги стали играть огромную

роль в духовной жизни людей. Высоко ценимые, кни-

ги бережно сохранялись, передавались по наследству,

собирались в обширные библиотеки.

Уважительно, с любовью относились и относятся к

книге в нашей стране. Так, изображение книги встреча-

лось на старинных гербах русских городов. Вот описа-

ние одного из гербов: «Перьмской, в золотом поле чер-

ный медьведь, на котором стоит книга в красном пере-

плете, обрезы и застежки золотыя; а на верьху книги

водружен серебряный крест».

Однако нетленные плоды человеческом мысли хра-

нятся в тленных одеждах – коже, картоне, коленкоре,

бумаге, ледерине… Были времена, когда отделке пе-

реплетов уделялось особое внимание, и служили та-

кие переплеты веками. Правда, тиражи тогда были не-

большими. А сейчас… Понятно, в наше время труд-

но ждать чего-то необычного от нынешнего переплета

для многотиражного издания. Но все же слишком бы-

стро выходят из строя часто читаемые современные

книги. Конечно, можно обратиться в переплетную ма-

стерскую. Увы, там вам сделают в лучшем случае про-

сто футляр для книги: оклеенные современным мате-

риалом томики с нанесенным на них золотым тисне-

нием, которое вскоре начинает осыпаться – вот и все

«искусство» теперешнего переплета!

Очень не хочется смиряться с мыслью, что умение,

опыт и чувство красоты, присущие нашим предкам,

утеряны безвозвратно. И очень хочется верить в то,

что предлагаемая публикация поможет книголюбам в

овладении навыками переплетного мастерства и даст

возможность получить удовлетворение результатами

своего собственного труда.

Впервые этот материал по переплетно-реставраци-

онным работам был опубликован в газете «Книжное

обозрение». Публикация представляла собой обобще-

ние практического опыта большого числа переплетчи-

ков-любителей с разных концов нашей страны. Учтя

критические замечания читателей и их пожелания, ав-

торы переработали ранее опубликованные материа-

лы и предлагают читателям, желающимсамостоятель-

но освоить переплетноедело, этот труд.

КОНСТРУКЦИЯ И ОСНОВНЫЕ

ЭЛЕМЕНТЫ КНИГИ

Нельзя приступать к переплетным или реставраци-

онным работам, не зная, как устроена книга. Возьми-

те в руки хорошо выполненную книгу (рис. 1) и осмо-

трите ее внимательно. Внешнюю одежду книги соста-

влявляет с у п е р о б л о ж к а, надеваемая поверх

переплета и удерживаемая на нем при помощи клапа-

нов. Как правило, суперобложка выполняется из бума-

ги или синтетических материалов и несет на себе до-

полнительную текстовую или изобразительную инфор-

мацию о данной книге. Назначение суперобложки – чи-

сто декоративное, но иногда она служит и для защиты

переплетных крышек от загрязнения и разрушения.

П е р е п л е т н ы е к р ы ш к и и к о р е ш о к п е р е п л е

т a книги оклеены снаружи прочным покровным мате-

риалом: на лицевой крышке переплета – художествен-

ная отделка, зависящая от назначения данной книги.

Корешок переплета также часто несет на себе элемен-

ты художественного и графического оформления кни-

ги.

Как правило, края переплета выступают за преде-

лы книжного блока. Эти выступающие часто перепле-

та называются к а н т а м и. Beрхнюю и нижнюю части

корешки книжного блока украшают кромки к а п т а л а –

соединительной тесьмы, дополнительно скрепляющей

листы книга, защищающей внутреннюю часть блока от

проникновения в нее пыли, скрывающей следы обра-

ботки внутренней части книжного блока от посторонне-

го глаза, а также придающей книге опрятность и при-

влекательность.

 

Рис. 1. Книга: 1 – книжный блок; 2 – суперобложка;

3 – переплетная крышка; 4 – ляссе; 5 – рубчик; 6 – ка-

птал; 7 – корешок; 8 – кант; 9 – экслибрис; 10 – кла-

пан суперобложки; 11 – форзац; 12 – фронтиспис; 13

– титульный лист

Шелковая л е н т о ч к а – з а к л а д к а (л я с се е),

цвет которой сочетается с цветом каптала, завершает

внешнюю отделку книги и облегчает работу с нею: за-

кладка – верное средство избавиться от «невинней»

привычки загибать углы книжных листов, а ведь загиб

на бумажном листе, что зарубка на дереве, – один вред

и ничего больше.

Попробуем открыть верхнюю крышку переплета.

Это удается довольно легко, и способствует этой лег-

кости ш а р н и р или р у б ч и к между переплетной

крышкой и корешком переплета.

Если рубчик – внешняя часть шарнира, то внутрен-

нюю его часть образует сгиб двойного листа бумаги

или иного гибкого и прочного материала, одна полови-

на которого свободна, а другая приклеена к внутрен-

ней стороне переплетной крышки. Это – ф о р з а ц.

Иногда форзацы книги бывают художественно офор-

мленными.

Ну а что там, за форзацем?..

В большинстве современных книг за ним прячет-

ся титульный лист, на котором, помимо имени автора

и названия книги, приводятся сведения об издатель-

стве и дате выпуска в свет книги. Иногда перед титуль-

ным листом можно встретить своего рода «фасадную»

страницу – ф р о н т и с п и с.

Лист с фронтисписом обычно вклеивается перед ти-

тулом, по ипогля и перед начальной страницей. Печа-

тается фронтиспис отдельно, на бумаге лучшего сортa

по сравнению с бумагой книжного блока. На нем поме-

щаются портреты автора или героев книги, ключевые

иллюстрации к тексту.

И наконец, на внутренней стороне лицевой крышки

переплета книги можно встретить э к с л и б р и с –

книжный знак владельца библиотеки. Обычно он вы-

полняется в виде отдельно наклеиваемой этикетки, ре-

же в виде оттиска с гравированного изображения на

внутренней стороне форзаца.

Итак, мы познакомились с внешней стороной книж-

ного переплета. Интересно заглянуть и внутрь его. Ду-

мается, что это легче всего сделать, если в ваши ру-

ки попала книга-ветеран, нуждающаяся в переплете и

реставрации. Специально препарировать книгу для из-

учения ее «анатомии», конечно, не стоит.

 

Рис. 2. Переплетная крышка: 1 – картонная сто-

ронка; 2 – отстав; 3 – корешок; 4 – рубчик; 5 – покров-

ный материал

На рис. 2 показан так называемый составной пере-

плет книги. Две картонные с т о р о н к и (крышки пе-

реплета) соединены со стороны корешковой части по-

лоской переплетного материала. Из такого же мате-

риала выполнена и отделка у г о л к о в к р ы ш е

к. Средние части крышек переплета оклеены матери-

алом, гармонирующим с материалом корешка. Жёст-

кость и упругость корешковой части переплета обес-

печиваются о т с т а в о м, вклеенным таким образом,

чтобы зазоры между его краями и внутренними краями

крышек (шпации) сделали возможным создание рубчи-

ка-шарнира переплета книги.

Книжный блок по корешку укреплен марлей; верхняя

и нижняя части корешка оклеены капталом (рис. 3),

Края марли, заходящие на верхний и нижний форза-

цы книги, обеспечивают надежное закрепление книж-

ного блока в переплете и увеличивают прочность шар-

ниров переплетных крышек.

 

Рис. 3. Книжный блок: 1 – форзац;. 2 – передний об-

рез блока; 3 – нижний обрез блока; 4 – каптал; 5 – мар-

ля; 6 – верхний обрез блока; В – ширина блока; L – дли-

на блока (высота); Н – толщина блока

В старину обрезы книжного блока золотили. Чаще

только верхний обрез (головку), реже – головку и бо-

ковой обрез (передок), богаче всех выглядели книги с

позолотой на всех трех обрезах блока – на головке, пе-

редке и на хвосте (нижнем обрезе). В массовых совре-

менных изданиях обрезы иногда окрашивают, но обыч-

но закраска обрезов книжного блока не производится.

Следует отметить, что окраска обрезов, помимо чисто

эстетической стороны, предохраняет страницы книг от

злейшего врага – пыли.

Теперь, когда мы в общих чертах ознакомились с

«анатомией» книги и с назначением ее конструктивных

элементов, уделим внимание такому важному вопросу,

как хранение книг и уход за ними.

ХРАНЕНИЕ КНИГ

И УХОД ЗА НИМИ

«Собираем ли мы книги «как таковые» или «хоро-

шие», или «редкие» и «ценные», или, наконец, «нуж-

ные», мы уже имеем дело не с отдельной книгой, а

с библиотекой, маленькой или большой, не так в кон-

це концов важно». Эти слова принадлежат известному

библиофилу 11. П. Беркову.

В наши дни книги поселились в каждом доме. По-

жалуй, нет сейчас такой семьи, которая не имела бы

своей, пусть небольшой, домашней библиотеки. Книга

прочно вошла в жизнь каждого, она учит, советует, раз-

влекает, заставляет задуматься.

Конечно же, ценность книги выше ее потребитель-

ской стоимости. И сегодня мы с такой любовью бе-

рем в руки немногочисленные сохранившиеся до на-

ших иней издания, которые держали в своих руках на-

ши предки. А ведь нынешнее массовое издание через

пару веков станет для наших потомков настоящей ан-

тикварной книгой, раритетом.

Как сохранить это богатство? Как уберечь его от не-

умолимого воздействия времени?

Присмотритесь к читающей публике… Это легко

сделать в транспорте, ибо, как сказал один на юмори-

стов, «читая в транспорте, теряешь зрение, но сохра-

няешь место».

Вот один читатель держит в руках аккуратно оберну-

тую книгу, а рядом – другой, читающий книгу, сложив ее

пополам по корешку. Действительно, ему удобно: книга

занимает меньше пространства, но каково книге? А вот

девушка, собираясь покинуть вагон метро, заложила

между страницами книги авторучку и сунула небрежно

книгу в авоську с продуктами… Порой можно слышать

от владельцев книг такие слова: «Я ее купил, что хочу

с нею, то и стану делать. На мой век хватит!..» А уж

как читал книги Евгений Онегин, мы знаем со школь-

ных лет:

«Хранили многие страницы

Отметку резкую ногтей…»

«Человек может стукнуть обидчика кулаком. Собака

– укусить. Даже муха, даже комар могут спастись бег-

ством. Книга может только гордо и молча погибнуть».

Эти слова написаны на плакате в одной из библиотек…

Были времена, когда на довоенных библиотечных кни-

гах можно было встретить вклеенную под обложку па-

мятку:

«Убедительная просьба книги.

Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками:

мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели.

Не ставьте на меня локтей, когда читаете, и не кла-

дите меня раскрытой лицом вниз; ибо вам самим не

понравится, если бы с вами так обращались.

Не кладите также в меня карандаша, ничего толсто-

го, кроме тоненького листа бумаги, иначе разрывается

корешок.

Если вы кончили читать и боитесь потерять место,

где вы остановились, то не делайте значка ногтем, а

вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спо-

койно отдохнуть.

Не забывайте, что после того, как вы прочитали, мне

придется побывать и у других читателей.

Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу

вам быть счастливыми».

Помимо этих элементарных советов, обратите вни-

мание и на десять запретов для читателей, опублико-

ванных в конце прошлого века петербургским журна-

лом «Известия книжных магазинов товарищества М. О.

Вольф». Вот эти запреты:

«1. Не бери книг у других для прочтения, если ты

имеешь возможность сам покупать книги.

2. Не разрезывай страниц книги пальцами даже в

том случае, если ты уверен, что твои пальцы чисты.

3. Не слюни пальцев при перелистывании книги, ибо

это неприлично и опасно для здоровья.

4. Не израсходуй всех ассигнованных на приданое

дочери денег, не купив ей предварительно хотя бы не-

большую библиотеку.

5. Не уезжай в деревню, на воды или на курорт, не

положив предварительно в чемодан несколько книг.

6. Не одевайся изящно и не считай себя джентльме-

ном, если читаешь грязные и запачканные книги.

7. Не покупай никогда заведомо краденых книг, ибо

этим наносишь ущерб и автору, и издателю и роняешь

достоинство самой книги.

8. Не составляй суждения о книге на основании од-

ной только прочитанной тобой рецензии.

9. Не заботься, чтобы у тебя был подвал, полный

вин, а старайся, чтобы у тебя была возможно полная

библиотека.

10. Не говори, что у тебя нет средств на покупку книг,

раз у тебя хватает средств на многие лишние расхо-

ды».

Чтобы книги дольше служили, о них надо заботить-

ся. Часто книга страдает от неаккуратного хранения:

рассыхается или набухает от сырости, заражается спо-

рами грибков, подвергается нападению насекомых. В

душном и прокуренном помещении, в запыленном воз-

духе книги, как и люди, чувствуют себя плохо…

Пыль – главный враг книги. Она собирается в тех ме-

стах, где тома стоят неплотно или выходят корешками

из общего ряда книг. Воздушный поток с имеющимися

всегда в нем пылинками и этих местах меняет напра-

вление своего движения и образует небольшие вихри.

Сила инерции выбрасывает из него отдельные пылин-

ки, которые оседают на корешках и обрезах книг.

Поэтому вполне естественно, что больше всех стра-

дать от этого будут книги, не защищенные супероблож-

ками или картонными футлярами, с незакрашенными

обрезами. Бытовая пыль, помимо неудобств в эстети-

ческом и гигиеническом отношении, служит источни-

ком поражения книг спорами грибков и плесени, жиз-

недеятельность которых активизируется при наличии

влаги.

Раз в месяц рекомендуется очищать обрезы и ко-

решки книг пылесосом или протирать обрезы и бумаж-

ные обложки сухой марлевой или трикотажной тряпоч-

кой либо пылеулавливающей салфеткой, а корешки

переплетов – влажной мягкой тряпочкой (лучше смо-

ченной 2 %-ным водным раствором формалина, про-

даваемого в аптеках в виде 10 %-ного раствора, кото-

рый следует соответственно разбавить водой). При ча-

стичной очистке пыль снимают только с наружных по-

верхностей книг, а при полной – еще из корешков пе-

реплетов, что достаточно просто сделать при помощи

щетки или плоской кисти – флейца.

Часто можно слышать вопрос: что удобнее – книж-

ный шкаф или стеллаж? Все зависит от ваших возмож-

ностей: стеллажи требуют меньше места, чем шкафы

или полки, да и сделать их можно самим по своим чер-

тежам с учетом особенностей вашей квартиры, числа и

габаритов входящих в библиотеку книг. Единственное

условие при изготовлении стеллажа – это обязатель-

ный зазор 1,5–2 см над верхними обрезами книг. Такой

зазор необходим для сохранности корешков книг при

снятии их с полок стеллажа и для «дыхания» книг.

Тома ставьте в одни ряд. Находяшиеся во втором ря-

ду книги ухудшают условия хранения всего собрания

и, как правило, являются «мертвыми», так как выпада-

ют из пользования.

Книги в журналы высотой до 350 мм хранят верти-

кально на нижнем обрезе (конструкция корешка и пе-

реплета выдержит массу блока); книги больших фор-

матов и тяжелые альбомы лучше держать в лежачем

положении в стопках по 5–6 штук в каждой. Ни в ко-

ем случае нельзя хранить книги в штабелях на полу,

на подоконниках, в кладовых, на антресолях и в дру-

гих не приспособленных для этого местах. При переез-

де книги лучше перевозить упакованными в картонные

коробки, чемоданы или ящики, но ни в коем случае не

в пачках, перевязанных бечевкой…

Книжные стеллажи, полки и шкафы целесообразно

размещать перпендикулярно стенам; имеющим окна,

то есть так, чтобы на книги падал только рассеянный

свет.

Нужно охранять книгу от солнца, так как ультрафио-

летовые лучи разрушающе действуют на все материа-

лы книги. На лето желательно закрывать книги на пол-

ках бумагой, занавешивать тканью, чтобы на них не по-

падали прямые солнечные лучи.

Некоторые книголюбы тратят немало сил и средств

на застекление стеллажей. Да, это в какой-то мере за-

щищает книги от пыли и воздействия солнца, но не

следует забывать, что плотная, но не тесная расста-

новка томов вполне справляется с первой задачей, да

и дизайнеры считают, что большое число застеклен-

ных полок не украшает интерьер.

Но если уж книги находятся в закрытых или засте-

кленных шкафах или полках, почаще проветривайте

их.

Идеальными условиями для хранения книг специ-

алисты считают такие: температура воздуха 18–22°

С, относительная влажность 50–65 % (кстати, такие

же условия являются комфортными и для человека).

Книжные стеллажи и шкафы не ставьте вблизи отопи-

тельных приборов: бумага – весьма капризный матери-

ал и резкие перепады температуры и влажности уско-

рят ее старение, в результате чего она станет хрупкой.

При повышенной влажности положите в книжные шка-

фы мешочки с силикаголем (или любым другим актив-

ным поглотителем влаги, например, с поваренной со-

лью или безводным гипосульфитом натрия, применя-

емым в фотографии для приготовления фиксажа), а

если в помещении слишком сухой воздух, рекоменду-

ется воспользоваться бытовым увлажнителем воздуха

любого типа.

Более подробные рекомендации о режимах хране-

ния книг вы найдете в сборнике Госстандарта СССР

«Хранение документов в фондах библиотек и органов

научно-технической информации общественных тре-

бований» (М., 1980) и в пособии «Гигиена и рестав-

рация библиотечных фондов» (М., 1985), подготовлен-

ном коллективом Государственной библиотеки СССР

им. В. И. Ленина.

Время от времени просматривайте книги – не заве-

лись ли в них насекомые: жуки-точильщики, кожееды,

моль, книжная вошь и др. Одни из них питаются бу-

магой, другие предпочитают переплеты, личинки тре-

тьих не прочь полакомиться клеем. Чаще всего книж-

ные вредители появляются в тех случаях, когда книги

на полках стоят слишком плотно или их не часто сни-

мают с полок, а также тогда, когда редко убирается по-

мещение.

Особенно опасны личинки жуков-точильщиков и до-

машней моли. Они развиваются в книгах вблизи кры-

шек переплета, по полям книжного блока, около кореш-

ка. По окончании цикла развития личинка прогрызает

выходное отверстие в бумаге и крышках переплета, со-

здавая каналы.

Если есть подозрение, что книга поражена насеко-

мыми, простучите нижней частью корешка полурас-

крытой книги по чистому листу бумаги. Если наличие

живых личинок или насекомых на бумаге подтвердит

ваше подозрение, обязательно проведите дезинсек-

цию зараженных книг.

В этом случае обычно используются инсектициды

для борьбы с бытовыми насекомыми «Прима» или

«Дихлофос» (препараты производятся и поступают в

продажу, в виде жидкостей или в аэрозольных упаков-

ках). Пораженную насекомыми книгу помещают в по-

лиэтиленовый пакет и обрабатывают препаратом. При

отсутствии аэрозолей в корешок книги закапывают по

2–3 капли 2 %-ного водного раствора хлорофоса. Об-

работанную таким образом книгу выдерживают в гер-

метичном пакете в течение 3 сут.

Можно также веерообразно раскрытую книгу поста-

вить на нижний обрез в герметично закрытый ящик с

препаратом «Антимоль» на 7—10 дней.

При появлении насекомых в книгах тщательно осмо-

трите все места возможного их скопления в шкафах,

стеллажах, плинтусах и вентиляционных решетках и

обработайте их препаратами «Прима», а через неко-

торое время «Дихлофосом».

Нужно помнить о токсичности ядохимикатов и строго

придерживаться инструкции по их применению.

Если книга попадает в сырое помещение или долгое

время находится во влажной атмосфере, она часто по-

ражается плесенью. Книги с пятнами плесени (разно-

цветными бархатистыми налетами) необходимо сроч-

но изолировать от других книг, тщательно просушить и

продезинфицировать.

Известно более 200 видов плесневых грибков, спо-

собных поражать книги. Появление и рост плесени (а

для этого нужны соответствующие условия!) сопрово-

ждаются образованием цветных пятен. На корешке и

крышках возникают налеты сероватого цвета, на бу-

маге и картоне, а также на тканях налеты имеют муч-

нистый бархатистый вид. Участки бумаги, пораженные

плесенью, пигментируются, со временем разрушаются

и выпадают.

Ни в коем случае не пытайтесь стирать пятна пле-

сени тряпкой: споры плесневых грибков вотрутся в по-

ры бумаги и книга будет окончательно испорчена. Пят-

на плесени нужно смочить 2–3 %-иым водным раство-

ром формалина, который убивает плесень, а оставши-

еся пигментные пятна обесцвечивают 3–5 %-ным рас-

твором перекиси водорода, который можно заменить

раствором гидроперита (таблетки последнего прода-

ются в аптеках). Для контроля за качеством отбелива-

ния под обрабатываемый лист книги кладут лист бе-

лой бумаги, покрытый пластиной оргстекла или плен-

кой прозрачного бесцветного полиэтилена. Пятно сма-

чивается подготовленным раствором, а через пять ми-

нут излишки жидкости удаляют фильтровальной бума-

гой. При необходимости этот процесс повторяют мно-

гократно.

Следует помнить, что обработку формалином луч-

ше производить при помощи ватного или марлевого

тампона. Смоченный формалином тампон сильно от-

жимают и обрабатывают им пятна плесени, собирая

плесень к центру пятна и захватывая ее тампоном.

Использованный тампон для повторного применения

непригоден. После снятия плесени необходимо еще

раз обработать всю страницу книги формалином, по-

сле чего следует протереть ее сухим чистым тампо-

ном. Неплохо протереть чистым тампоном форзацы и

листы книги, примыкающие к пораженным плесенью

листам. При отсутствии формалина применяют наша-

тырный спирт, но в этом случае эффект от обработки

будет несколько хуже. «Вылеченную» книгу просуши-

вают при комнатной температуре.

Работают с формалином в резиновых перчатках или

напальчниках, причем все операции рекомендуется

проводить в хорошо вентилируемом помещении, на-

дев марлевую повязку.

В дальнейшем следует производить профилактиче-

ский осмотр книг, как правило, весной и осенью, обра-

щая особое внимание на те из них, которые были по-

ражены насекомыми или плесенью. Время от времени

необходим полистный осмотр книг, особенно в случа-

ях, когда условия их хранения не совсем благоприят-

ны.

Иомпате, что профилактика – лучший способ борь-

бы с заболеванием. Поэтому позаботимся о том, что-

бы шкафы или полки с книгами не стояла у сырой

или холодной стены. Заметив сырость, следует хоро-

шо просушить стену, полки, сами книги и обработать

места, где была замечена сырость, 2–3 %-ным раство-

ром формалина. Если же на книгах замечены пятна

от сырости, но плесень еще не появилась, попробуйте

воздействовать на эти места 5—10 %-ным раствором

алюмокалиевых квасцов, после чего хорошенько про-

сушите страницы. Пятна после таких операций долж-

ны исчезнуть.

Книги в кожаных переплетах или с кожаными кореш-

ками требуют особого к себе внимания.

Такие книги очень чувствительны к влажности возду-

ха и наличию в нем соединений с… Продолжение »

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,

Ул Счастливая,д.14

Станция метро Ленинский Проспект

Схема проезда

8 (812) 997-58-87
8 (950) 005-91-97
8 (904) 514-50-09

ekomissionka@yandex.ru

vkontakte.ru/club2306337

© ekomissionka

Конструктор сайтов - uCoz