|
Переплёт и реставрация книг.
Ю. П. Ирошников И. Г. Ирошникоза Переплет и реставрация книг Переплет и реставрация книг (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Сделай сам»): Знание; Москва; 1989 ISBN 5-07-001179-0 Аннотация В выпуске содержатся практические советы и рекомендации по переплету и реставрации книг в домашних условия. без использования специальныхприспособлений сложного инструмента и дефицитных материалов Все предлагаемые советы и рецепты, проверенные авторами на практике, являются обобщениембогатого опыта самодеятельных переплетчиков-любителей. Рекомендуется какдля использования в кружках юных переплетчиков, так и для самостоятельного изучений и освоения переплетного и реставрационного дела. Содержание КОНСТРУКЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КНИГИ 6 ХРАНЕНИЕ КНИГ И УХОД ЗА НИМИ 13 ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ КНИГЕ 28 РЕСТАВРАЦИЯ КНИГ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ 41 ШИТЬЕ КНИЖНОГО БЛОКА 48 ОБРАБОТКА КНИЖНОГО БЛОКА 71 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЕРЕПЛЕТНЫХ КРЫШЕК 89 ВКЛЕЙКА БЛОКА В ПЕРЕПЛЕТ 101 ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕПЛЕТА 105 Ю. П. Ирошников, И. Г. Ирошникоза Переплет и реставрация книг С момента появления книги стали играть огромную роль в духовной жизни людей. Высоко ценимые, кни- ги бережно сохранялись, передавались по наследству, собирались в обширные библиотеки. Уважительно, с любовью относились и относятся к книге в нашей стране. Так, изображение книги встреча- лось на старинных гербах русских городов. Вот описа- ние одного из гербов: «Перьмской, в золотом поле чер- ный медьведь, на котором стоит книга в красном пере- плете, обрезы и застежки золотыя; а на верьху книги водружен серебряный крест». Однако нетленные плоды человеческом мысли хра- нятся в тленных одеждах – коже, картоне, коленкоре, бумаге, ледерине… Были времена, когда отделке пе- реплетов уделялось особое внимание, и служили та- кие переплеты веками. Правда, тиражи тогда были не- большими. А сейчас… Понятно, в наше время труд- но ждать чего-то необычного от нынешнего переплета для многотиражного издания. Но все же слишком бы- стро выходят из строя часто читаемые современные книги. Конечно, можно обратиться в переплетную ма- стерскую. Увы, там вам сделают в лучшем случае про- сто футляр для книги: оклеенные современным мате- риалом томики с нанесенным на них золотым тисне- нием, которое вскоре начинает осыпаться – вот и все «искусство» теперешнего переплета! Очень не хочется смиряться с мыслью, что умение, опыт и чувство красоты, присущие нашим предкам, утеряны безвозвратно. И очень хочется верить в то, что предлагаемая публикация поможет книголюбам в овладении навыками переплетного мастерства и даст возможность получить удовлетворение результатами своего собственного труда. Впервые этот материал по переплетно-реставраци- онным работам был опубликован в газете «Книжное обозрение». Публикация представляла собой обобще- ние практического опыта большого числа переплетчи- ков-любителей с разных концов нашей страны. Учтя критические замечания читателей и их пожелания, ав- торы переработали ранее опубликованные материа- лы и предлагают читателям, желающимсамостоятель- но освоить переплетноедело, этот труд. КОНСТРУКЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КНИГИ Нельзя приступать к переплетным или реставраци- онным работам, не зная, как устроена книга. Возьми- те в руки хорошо выполненную книгу (рис. 1) и осмо- трите ее внимательно. Внешнюю одежду книги соста- влявляет с у п е р о б л о ж к а, надеваемая поверх переплета и удерживаемая на нем при помощи клапа- нов. Как правило, суперобложка выполняется из бума- ги или синтетических материалов и несет на себе до- полнительную текстовую или изобразительную инфор- мацию о данной книге. Назначение суперобложки – чи- сто декоративное, но иногда она служит и для защиты переплетных крышек от загрязнения и разрушения. П е р е п л е т н ы е к р ы ш к и и к о р е ш о к п е р е п л е т a книги оклеены снаружи прочным покровным мате- риалом: на лицевой крышке переплета – художествен- ная отделка, зависящая от назначения данной книги. Корешок переплета также часто несет на себе элемен- ты художественного и графического оформления кни- ги. Как правило, края переплета выступают за преде- лы книжного блока. Эти выступающие часто перепле- та называются к а н т а м и. Beрхнюю и нижнюю части корешки книжного блока украшают кромки к а п т а л а – соединительной тесьмы, дополнительно скрепляющей листы книга, защищающей внутреннюю часть блока от проникновения в нее пыли, скрывающей следы обра- ботки внутренней части книжного блока от посторонне- го глаза, а также придающей книге опрятность и при- влекательность.
Рис. 1. Книга: 1 – книжный блок; 2 – суперобложка; 3 – переплетная крышка; 4 – ляссе; 5 – рубчик; 6 – ка- птал; 7 – корешок; 8 – кант; 9 – экслибрис; 10 – кла- пан суперобложки; 11 – форзац; 12 – фронтиспис; 13 – титульный лист Шелковая л е н т о ч к а – з а к л а д к а (л я с се е), цвет которой сочетается с цветом каптала, завершает внешнюю отделку книги и облегчает работу с нею: за- кладка – верное средство избавиться от «невинней» привычки загибать углы книжных листов, а ведь загиб на бумажном листе, что зарубка на дереве, – один вред и ничего больше. Попробуем открыть верхнюю крышку переплета. Это удается довольно легко, и способствует этой лег- кости ш а р н и р или р у б ч и к между переплетной крышкой и корешком переплета. Если рубчик – внешняя часть шарнира, то внутрен- нюю его часть образует сгиб двойного листа бумаги или иного гибкого и прочного материала, одна полови- на которого свободна, а другая приклеена к внутрен- ней стороне переплетной крышки. Это – ф о р з а ц. Иногда форзацы книги бывают художественно офор- мленными. Ну а что там, за форзацем?.. В большинстве современных книг за ним прячет- ся титульный лист, на котором, помимо имени автора и названия книги, приводятся сведения об издатель- стве и дате выпуска в свет книги. Иногда перед титуль- ным листом можно встретить своего рода «фасадную» страницу – ф р о н т и с п и с. Лист с фронтисписом обычно вклеивается перед ти- тулом, по ипогля и перед начальной страницей. Печа- тается фронтиспис отдельно, на бумаге лучшего сортa по сравнению с бумагой книжного блока. На нем поме- щаются портреты автора или героев книги, ключевые иллюстрации к тексту. И наконец, на внутренней стороне лицевой крышки переплета книги можно встретить э к с л и б р и с – книжный знак владельца библиотеки. Обычно он вы- полняется в виде отдельно наклеиваемой этикетки, ре- же в виде оттиска с гравированного изображения на внутренней стороне форзаца. Итак, мы познакомились с внешней стороной книж- ного переплета. Интересно заглянуть и внутрь его. Ду- мается, что это легче всего сделать, если в ваши ру- ки попала книга-ветеран, нуждающаяся в переплете и реставрации. Специально препарировать книгу для из- учения ее «анатомии», конечно, не стоит.
Рис. 2. Переплетная крышка: 1 – картонная сто- ронка; 2 – отстав; 3 – корешок; 4 – рубчик; 5 – покров- ный материал На рис. 2 показан так называемый составной пере- плет книги. Две картонные с т о р о н к и (крышки пе- реплета) соединены со стороны корешковой части по- лоской переплетного материала. Из такого же мате- риала выполнена и отделка у г о л к о в к р ы ш е к. Средние части крышек переплета оклеены матери- алом, гармонирующим с материалом корешка. Жёст- кость и упругость корешковой части переплета обес- печиваются о т с т а в о м, вклеенным таким образом, чтобы зазоры между его краями и внутренними краями крышек (шпации) сделали возможным создание рубчи- ка-шарнира переплета книги. Книжный блок по корешку укреплен марлей; верхняя и нижняя части корешка оклеены капталом (рис. 3), Края марли, заходящие на верхний и нижний форза- цы книги, обеспечивают надежное закрепление книж- ного блока в переплете и увеличивают прочность шар- ниров переплетных крышек.
Рис. 3. Книжный блок: 1 – форзац;. 2 – передний об- рез блока; 3 – нижний обрез блока; 4 – каптал; 5 – мар- ля; 6 – верхний обрез блока; В – ширина блока; L – дли- на блока (высота); Н – толщина блока В старину обрезы книжного блока золотили. Чаще только верхний обрез (головку), реже – головку и бо- ковой обрез (передок), богаче всех выглядели книги с позолотой на всех трех обрезах блока – на головке, пе- редке и на хвосте (нижнем обрезе). В массовых совре- менных изданиях обрезы иногда окрашивают, но обыч- но закраска обрезов книжного блока не производится. Следует отметить, что окраска обрезов, помимо чисто эстетической стороны, предохраняет страницы книг от злейшего врага – пыли. Теперь, когда мы в общих чертах ознакомились с «анатомией» книги и с назначением ее конструктивных элементов, уделим внимание такому важному вопросу, как хранение книг и уход за ними. ХРАНЕНИЕ КНИГ И УХОД ЗА НИМИ «Собираем ли мы книги «как таковые» или «хоро- шие», или «редкие» и «ценные», или, наконец, «нуж- ные», мы уже имеем дело не с отдельной книгой, а с библиотекой, маленькой или большой, не так в кон- це концов важно». Эти слова принадлежат известному библиофилу 11. П. Беркову. В наши дни книги поселились в каждом доме. По- жалуй, нет сейчас такой семьи, которая не имела бы своей, пусть небольшой, домашней библиотеки. Книга прочно вошла в жизнь каждого, она учит, советует, раз- влекает, заставляет задуматься. Конечно же, ценность книги выше ее потребитель- ской стоимости. И сегодня мы с такой любовью бе- рем в руки немногочисленные сохранившиеся до на- ших иней издания, которые держали в своих руках на- ши предки. А ведь нынешнее массовое издание через пару веков станет для наших потомков настоящей ан- тикварной книгой, раритетом. Как сохранить это богатство? Как уберечь его от не- умолимого воздействия времени? Присмотритесь к читающей публике… Это легко сделать в транспорте, ибо, как сказал один на юмори- стов, «читая в транспорте, теряешь зрение, но сохра- няешь место». Вот один читатель держит в руках аккуратно оберну- тую книгу, а рядом – другой, читающий книгу, сложив ее пополам по корешку. Действительно, ему удобно: книга занимает меньше пространства, но каково книге? А вот девушка, собираясь покинуть вагон метро, заложила между страницами книги авторучку и сунула небрежно книгу в авоську с продуктами… Порой можно слышать от владельцев книг такие слова: «Я ее купил, что хочу с нею, то и стану делать. На мой век хватит!..» А уж как читал книги Евгений Онегин, мы знаем со школь- ных лет: «Хранили многие страницы Отметку резкую ногтей…» «Человек может стукнуть обидчика кулаком. Собака – укусить. Даже муха, даже комар могут спастись бег- ством. Книга может только гордо и молча погибнуть». Эти слова написаны на плакате в одной из библиотек… Были времена, когда на довоенных библиотечных кни- гах можно было встретить вклеенную под обложку па- мятку: «Убедительная просьба книги. Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками: мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не ставьте на меня локтей, когда читаете, и не кла- дите меня раскрытой лицом вниз; ибо вам самим не понравится, если бы с вами так обращались. Не кладите также в меня карандаша, ничего толсто- го, кроме тоненького листа бумаги, иначе разрывается корешок. Если вы кончили читать и боитесь потерять место, где вы остановились, то не делайте значка ногтем, а вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спо- койно отдохнуть. Не забывайте, что после того, как вы прочитали, мне придется побывать и у других читателей. Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми». Помимо этих элементарных советов, обратите вни- мание и на десять запретов для читателей, опублико- ванных в конце прошлого века петербургским журна- лом «Известия книжных магазинов товарищества М. О. Вольф». Вот эти запреты: «1. Не бери книг у других для прочтения, если ты имеешь возможность сам покупать книги. 2. Не разрезывай страниц книги пальцами даже в том случае, если ты уверен, что твои пальцы чисты. 3. Не слюни пальцев при перелистывании книги, ибо это неприлично и опасно для здоровья. 4. Не израсходуй всех ассигнованных на приданое дочери денег, не купив ей предварительно хотя бы не- большую библиотеку. 5. Не уезжай в деревню, на воды или на курорт, не положив предварительно в чемодан несколько книг. 6. Не одевайся изящно и не считай себя джентльме- ном, если читаешь грязные и запачканные книги. 7. Не покупай никогда заведомо краденых книг, ибо этим наносишь ущерб и автору, и издателю и роняешь достоинство самой книги. 8. Не составляй суждения о книге на основании од- ной только прочитанной тобой рецензии. 9. Не заботься, чтобы у тебя был подвал, полный вин, а старайся, чтобы у тебя была возможно полная библиотека. 10. Не говори, что у тебя нет средств на покупку книг, раз у тебя хватает средств на многие лишние расхо- ды». Чтобы книги дольше служили, о них надо заботить- ся. Часто книга страдает от неаккуратного хранения: рассыхается или набухает от сырости, заражается спо- рами грибков, подвергается нападению насекомых. В душном и прокуренном помещении, в запыленном воз- духе книги, как и люди, чувствуют себя плохо… Пыль – главный враг книги. Она собирается в тех ме- стах, где тома стоят неплотно или выходят корешками из общего ряда книг. Воздушный поток с имеющимися всегда в нем пылинками и этих местах меняет напра- вление своего движения и образует небольшие вихри. Сила инерции выбрасывает из него отдельные пылин- ки, которые оседают на корешках и обрезах книг. Поэтому вполне естественно, что больше всех стра- дать от этого будут книги, не защищенные супероблож- ками или картонными футлярами, с незакрашенными обрезами. Бытовая пыль, помимо неудобств в эстети- ческом и гигиеническом отношении, служит источни- ком поражения книг спорами грибков и плесени, жиз- недеятельность которых активизируется при наличии влаги. Раз в месяц рекомендуется очищать обрезы и ко- решки книг пылесосом или протирать обрезы и бумаж- ные обложки сухой марлевой или трикотажной тряпоч- кой либо пылеулавливающей салфеткой, а корешки переплетов – влажной мягкой тряпочкой (лучше смо- ченной 2 %-ным водным раствором формалина, про- даваемого в аптеках в виде 10 %-ного раствора, кото- рый следует соответственно разбавить водой). При ча- стичной очистке пыль снимают только с наружных по- верхностей книг, а при полной – еще из корешков пе- реплетов, что достаточно просто сделать при помощи щетки или плоской кисти – флейца. Часто можно слышать вопрос: что удобнее – книж- ный шкаф или стеллаж? Все зависит от ваших возмож- ностей: стеллажи требуют меньше места, чем шкафы или полки, да и сделать их можно самим по своим чер- тежам с учетом особенностей вашей квартиры, числа и габаритов входящих в библиотеку книг. Единственное условие при изготовлении стеллажа – это обязатель- ный зазор 1,5–2 см над верхними обрезами книг. Такой зазор необходим для сохранности корешков книг при снятии их с полок стеллажа и для «дыхания» книг. Тома ставьте в одни ряд. Находяшиеся во втором ря- ду книги ухудшают условия хранения всего собрания и, как правило, являются «мертвыми», так как выпада- ют из пользования. Книги в журналы высотой до 350 мм хранят верти- кально на нижнем обрезе (конструкция корешка и пе- реплета выдержит массу блока); книги больших фор- матов и тяжелые альбомы лучше держать в лежачем положении в стопках по 5–6 штук в каждой. Ни в ко- ем случае нельзя хранить книги в штабелях на полу, на подоконниках, в кладовых, на антресолях и в дру- гих не приспособленных для этого местах. При переез- де книги лучше перевозить упакованными в картонные коробки, чемоданы или ящики, но ни в коем случае не в пачках, перевязанных бечевкой… Книжные стеллажи, полки и шкафы целесообразно размещать перпендикулярно стенам; имеющим окна, то есть так, чтобы на книги падал только рассеянный свет. Нужно охранять книгу от солнца, так как ультрафио- летовые лучи разрушающе действуют на все материа- лы книги. На лето желательно закрывать книги на пол- ках бумагой, занавешивать тканью, чтобы на них не по- падали прямые солнечные лучи. Некоторые книголюбы тратят немало сил и средств на застекление стеллажей. Да, это в какой-то мере за- щищает книги от пыли и воздействия солнца, но не следует забывать, что плотная, но не тесная расста- новка томов вполне справляется с первой задачей, да и дизайнеры считают, что большое число застеклен- ных полок не украшает интерьер. Но если уж книги находятся в закрытых или засте- кленных шкафах или полках, почаще проветривайте их. Идеальными условиями для хранения книг специ- алисты считают такие: температура воздуха 18–22° С, относительная влажность 50–65 % (кстати, такие же условия являются комфортными и для человека). Книжные стеллажи и шкафы не ставьте вблизи отопи- тельных приборов: бумага – весьма капризный матери- ал и резкие перепады температуры и влажности уско- рят ее старение, в результате чего она станет хрупкой. При повышенной влажности положите в книжные шка- фы мешочки с силикаголем (или любым другим актив- ным поглотителем влаги, например, с поваренной со- лью или безводным гипосульфитом натрия, применя- емым в фотографии для приготовления фиксажа), а если в помещении слишком сухой воздух, рекоменду- ется воспользоваться бытовым увлажнителем воздуха любого типа. Более подробные рекомендации о режимах хране- ния книг вы найдете в сборнике Госстандарта СССР «Хранение документов в фондах библиотек и органов научно-технической информации общественных тре- бований» (М., 1980) и в пособии «Гигиена и рестав- рация библиотечных фондов» (М., 1985), подготовлен- ном коллективом Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. Время от времени просматривайте книги – не заве- лись ли в них насекомые: жуки-точильщики, кожееды, моль, книжная вошь и др. Одни из них питаются бу- магой, другие предпочитают переплеты, личинки тре- тьих не прочь полакомиться клеем. Чаще всего книж- ные вредители появляются в тех случаях, когда книги на полках стоят слишком плотно или их не часто сни- мают с полок, а также тогда, когда редко убирается по- мещение. Особенно опасны личинки жуков-точильщиков и до- машней моли. Они развиваются в книгах вблизи кры- шек переплета, по полям книжного блока, около кореш- ка. По окончании цикла развития личинка прогрызает выходное отверстие в бумаге и крышках переплета, со- здавая каналы. Если есть подозрение, что книга поражена насеко- мыми, простучите нижней частью корешка полурас- крытой книги по чистому листу бумаги. Если наличие живых личинок или насекомых на бумаге подтвердит ваше подозрение, обязательно проведите дезинсек- цию зараженных книг. В этом случае обычно используются инсектициды для борьбы с бытовыми насекомыми «Прима» или «Дихлофос» (препараты производятся и поступают в продажу, в виде жидкостей или в аэрозольных упаков- ках). Пораженную насекомыми книгу помещают в по- лиэтиленовый пакет и обрабатывают препаратом. При отсутствии аэрозолей в корешок книги закапывают по 2–3 капли 2 %-ного водного раствора хлорофоса. Об- работанную таким образом книгу выдерживают в гер- метичном пакете в течение 3 сут. Можно также веерообразно раскрытую книгу поста- вить на нижний обрез в герметично закрытый ящик с препаратом «Антимоль» на 7—10 дней. При появлении насекомых в книгах тщательно осмо- трите все места возможного их скопления в шкафах, стеллажах, плинтусах и вентиляционных решетках и обработайте их препаратами «Прима», а через неко- торое время «Дихлофосом». Нужно помнить о токсичности ядохимикатов и строго придерживаться инструкции по их применению. Если книга попадает в сырое помещение или долгое время находится во влажной атмосфере, она часто по- ражается плесенью. Книги с пятнами плесени (разно- цветными бархатистыми налетами) необходимо сроч- но изолировать от других книг, тщательно просушить и продезинфицировать. Известно более 200 видов плесневых грибков, спо- собных поражать книги. Появление и рост плесени (а для этого нужны соответствующие условия!) сопрово- ждаются образованием цветных пятен. На корешке и крышках возникают налеты сероватого цвета, на бу- маге и картоне, а также на тканях налеты имеют муч- нистый бархатистый вид. Участки бумаги, пораженные плесенью, пигментируются, со временем разрушаются и выпадают. Ни в коем случае не пытайтесь стирать пятна пле- сени тряпкой: споры плесневых грибков вотрутся в по- ры бумаги и книга будет окончательно испорчена. Пят- на плесени нужно смочить 2–3 %-иым водным раство- ром формалина, который убивает плесень, а оставши- еся пигментные пятна обесцвечивают 3–5 %-ным рас- твором перекиси водорода, который можно заменить раствором гидроперита (таблетки последнего прода- ются в аптеках). Для контроля за качеством отбелива- ния под обрабатываемый лист книги кладут лист бе- лой бумаги, покрытый пластиной оргстекла или плен- кой прозрачного бесцветного полиэтилена. Пятно сма- чивается подготовленным раствором, а через пять ми- нут излишки жидкости удаляют фильтровальной бума- гой. При необходимости этот процесс повторяют мно- гократно. Следует помнить, что обработку формалином луч- ше производить при помощи ватного или марлевого тампона. Смоченный формалином тампон сильно от- жимают и обрабатывают им пятна плесени, собирая плесень к центру пятна и захватывая ее тампоном. Использованный тампон для повторного применения непригоден. После снятия плесени необходимо еще раз обработать всю страницу книги формалином, по- сле чего следует протереть ее сухим чистым тампо- ном. Неплохо протереть чистым тампоном форзацы и листы книги, примыкающие к пораженным плесенью листам. При отсутствии формалина применяют наша- тырный спирт, но в этом случае эффект от обработки будет несколько хуже. «Вылеченную» книгу просуши- вают при комнатной температуре. Работают с формалином в резиновых перчатках или напальчниках, причем все операции рекомендуется проводить в хорошо вентилируемом помещении, на- дев марлевую повязку. В дальнейшем следует производить профилактиче- ский осмотр книг, как правило, весной и осенью, обра- щая особое внимание на те из них, которые были по- ражены насекомыми или плесенью. Время от времени необходим полистный осмотр книг, особенно в случа- ях, когда условия их хранения не совсем благоприят- ны. Иомпате, что профилактика – лучший способ борь- бы с заболеванием. Поэтому позаботимся о том, что- бы шкафы или полки с книгами не стояла у сырой или холодной стены. Заметив сырость, следует хоро- шо просушить стену, полки, сами книги и обработать места, где была замечена сырость, 2–3 %-ным раство- ром формалина. Если же на книгах замечены пятна от сырости, но плесень еще не появилась, попробуйте воздействовать на эти места 5—10 %-ным раствором алюмокалиевых квасцов, после чего хорошенько про- сушите страницы. Пятна после таких операций долж- ны исчезнуть. Книги в кожаных переплетах или с кожаными кореш- ками требуют особого к себе внимания. Такие книги очень чувствительны к влажности возду- ха и наличию в нем соединений с… Продолжение » |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Ул Счастливая,д.14 Станция метро Ленинский Проспект 8 (812) 997-58-87 |
© ekomissionka |