...

        " всё о фарфоре "

                         ...

Фарфор заводов Тюрингии

Собрание фарфора Тюрингии в Эрмитаже, довольно значительное по количеству (245), представляет несомненный интерес и по своему составу. Оно включает изделия 18 века и несколько предметов первой половины 19 века производства девяти мануфактур Тюрингии, а также близлежащей мануфактуры Теттау (Верхняя Франкония), тесно связанной с тюрингскими.
Собрание Эрмитажа позволяет по достоинству оценить художественно-историческое значение тюрингского фарфора в целом и отдельных, наиболее крупных мануфактурах: Клостер-Фейльсдорфа, Лимбаха, Фолькштедта, Готы.
Коллекция тюрингского фарфора начала формироваться с 1918 года. В дореволюционном Эрмитаже фарфор западноевропейского производства был представлен лишь четырьмя крупнейшими мануфактурами - Мейсена, Вены, Берлина и Севра. Изделий так называемых малых заводов не было ни в Зимнем дворце, ни в Эрмитаже.
Большое количество фарфора поступило в Эрмитаж в 1918 - 1920-х годах из частных коллекций, главным образом через Отдел охраны памятников искусства и старины.Самое значительное собрание фарфора - коллекция А. С. Долгорукова - было передано в Эрмитаж в 1918 году; в его составе, кроме фарфора крупнейших мануфактур, находились и лучшие образцы почти всех малых заводов, в том числе и тюрингских. Несомненный интерес представляет тюрингский фарфор из коллекции В. Н. Аргутинского-Долгорукого, где особенно много фигур мануфактуры Клостер-Фейльсдорфа, и среди них - речайшая серия "Народы Леванта", а также отдельные фигуры из серии "Итальянская комедия". Поступила коллекция в 1919, 1921 и 1924 годах.
Кроме этих двух крупнейших коллекций, составивших ядро собрания тюрингского фарфора, в Эрмитаж через Музейный фонд в разное время поступила пластика, посуда и различные изделия из известных собраний Евдокимовых, Паскевича, Олив. Позднее приобретались отдельные вещи из коллекции Сомова, Слонима, Явича и других. Много ценных экспонатов из музеев Штиглица и Общества поощрения художеств поступило в эрмитажное собрание в 1920-е годы. не лишен интереса вопрос о том, каким путем попали в Россию ценные и чрезвычайно редкие фигуры производства мануфактуры Клостер-Фейльсдорфа.
Известно, что Фейльсдорф в поисках рынков сбыта не ограничивался продажей своей продукции в самой Германии. Посуда экспортировалась и в дальние страны, в том числе в Турцию. В этом отношении Фейльсдорф не отличался от других еворпейских мануфактур, десятками тысяч поставлявших в Турцию чашечки для кофе. Можно предположить, что изделия этого производства отправлялись и в Россию, хотя фигуры Фейльсдорфа, вероятно, в то время не особенно интересовали русского покупателя, т. к. не могли соперничать с мейсенскими.
Эрнст Крамер, изучавший фейльсдорфские архивы, обнаружил документы, касающиеся некоего Фишера, который в 1791 - 1797 годах был арендатором мануфактуры в Клостер-Фейльсдорфе. По ним было установлено, что Фишер, основавший в Гатчине, под Петербургом, фарфоровую фабрику, вывез в Россию несколько ящиков с фигурами производства Фейльсдорфа. Таким образом появились в России в конце 18 века фигуры Клостер-Фейльсдорфа, разошедшиеся по многим коллекциям.
Кстати, данные о появлении Фишера в России после 1797 года интересны еще и потому, что помогают уточнить дату основания частной фабрики фарфора в Гатчине. Из архивных документов Императорского фарфорового завода в Петербурге было известно лишь то, что в ведение завода, в качестве его филиала, перешла Гатчинская фарфоровая фабрика Фишера, купленная в казну у наследников после смерти владельца в 1799 году. Исходя из этого, можно сделать вывод, что существование фабрики Фишера в Гатчине ограничивается 1797 - 1799 годами.
Из изделий Фейльсдорфской мануфактуры, имеющихся у частных собирателей, известны следующие: уникальная фигура из серии "Народы Леванта" (собр. Б. А. Шелковникова, Ленинград), а также Венера из серии "Семь планет" малого размера (из собр. К. А. Сомова, ныне - в частной коллекции в Москве). Возможно, фигуры, привезенные Фишером, имеются и в других собраниях. Неизвестно, в частности, местонахождение фигуры мадонны из группы "Распятие", парной к фигуре апостола Иоанна, поступившей в Эрмитаж из коллекции Явича; прежде обе эти фигуры принадлежали Евдокимовым.
Характеризуя фарфоровое производство Тюрингии в целом, следует отметить, что его зарождению и развитию благоприятствовали экономические условия. В 60 - 80-е годы 18 века, когда одна за другой основывались фарфоровые мануфактуры Тюрингии, в большинстве немецких государств уже существовали фарфоровые предприятия. Однако, возникая чаще всего по воле владетельных князей, заботившихся не столько о процветании нового производства, сколько о поддержании престижа своего двора, они оказывались менее жизнеспособными, чем тюрингские. Из-за отсутствия твердой экономической базы многие из этих предприятий не оправдывали себя и вскоре прекращали существование. Кроме того, они не имели тех естественных предпосылок для развития, которыми располагала Тюрингия с ее природными богатствами, благоприятными для фарфорового производства, - местными материалами и топливом.
Хотя фарфоровые предприятия Тюрингии и не достигли в художественном и техническом отношении того совершенства. которым отличаются изделия наиболее известных мануфактур Германии - Мейсена, Нимфенбурга, Франкенталя, они тем не менее сыграли значительную роль в истории фарфорового производства. Основанные частными предпринимателями, располагавшими, как правило, весьма ограниченными средствами, тюрингские мануфактуры должны были создавать не предметы роскоши, а сравнительно недорогие изделия, доступные широкому кругу покупателей и потому быстро завоевавшие популярность. И все же многое из того, что создано на тюрингских мануфактурах, по своему художественному значению не уступает произведениям ведущих мануфактур Германии. Многочисленные фарфоровые предприятия Тюрингии (а их к концу 18 в. насчитывалось уже 13) и в настоящее время занимают немаловажное место в экономике страны.
В фарфоровых изделиях Тюрингии сильны художественные традиции народного творчества, и это придает им неповторимую самобытность. Своими успехами тюрингские мануфактуры во многом обязаны творческим исканиям и достижениям мастеров разных специальностей, часто остававшихся безыменными, которые в значительной мере вдохновлялись местными художественными традициями. У истоков фарфорового производства в Тюрингии находилось производство фаянса и стекла, как это часто бывало в то время, когда фарфор только зарождался.
Возникновение фарфоровой промышленности в Тюрингии характеризует одна особенность, которая роднит его с русским и итальянским производством: оно возникло совершенно самостоятельно,без помощи и содействия беглых мастеров и арканистов из других немецких государств. Подобно Д. И. Виноградову, который изобрел фарфор в 1740-х годах в Петербурге, студент Георг Генрих Махелейд в Зитцендорфе и стеклодел Готхельф Грейнер в Катцхютте, независимо друг от друга и от своих предшественников, открыли необходимые для изготовления фарфора материалы и нашли способ его производства. Как результат их изысканий и изобретений возникли фарфоровые мануфактуры в Готе (1757), Клостер-Фейльсдорфе (1760), Фолькштедте (1760), Валлендорфе(1764), Лимбахе (1772), Гроссбрейтенбахе(1777), Ильменау (1777), Гере (1780), Рауэнштейне (1783) и другие.
Все перечисленные мануфактуры, одни - большим количеством экспонатов, другие - лишь несколькими образцами, представлены в собрании Эрмитажа. В самой Германии богатые коллекции тюрингского фарфора имеются в музеях Эйзенаха, Лейпцига, Эрфурта, Веймара, Готы.
Однако, несмотря на существование довольно крупных коллекций тюрингского фарфора, он не стал еще предметом отдельных исследований, не получил отражения в специальных публикациях, какими могли бы стать каталоги наиболее значительных музейных собраний.
Многие годы тюрингский фарфор вообще не привлекал внимания исследователей. После выхода в свет в 1909 году фундаментаольного труда Грауля и Курцвелли почти не появлялось ни специальных статей, ни книг о тюрингском фарфоре. Лишь в последние годы изучением фарфора Клостер- Фейльсдорфа занялся Эрнст Крамер и опубликовал несколько статей, посвященных этой мануфактуре. Кроме того, вышли две небольшие книги. Одна из них представляет собой краткий очерк по истории Фейльсдорфской мануфактуры и обзор ее деятельности в наши дни; работа эта появилась в связи с 200-летием существования фарфоровой мануфактуры в Клостер-Фейльсдорфе (1760 - 1960). Другая книга, автором которой является Хельмут Шерф, директор музея Тюрингии в Эйзенахе, вышла в серии публикаций памятников из собрания этого музея; в ней имеется обзорная статья и репродукции фарфора разных мануфактур Тюрингии с краткими аннотациями.
Что касается эрмитажной коллекции тюрингского фарфора, то она была мало изучена и почти не публиковалась. Лишь в последние годы напечатано три статьи в журналах: две - о фигурах Клостер-Фейльсдорфской мануфактуры и одна - о фигурах Фейльсдорфа и Лимбаха.
Именно из-за недостаточной изученности фафора Тюрингии необходимость полной публикации эрмитажной, весьма значительной. коллекции тюрингского фарфора кажется вполне своевременной.
Атрибутируя многие вещи эрмитажного собрания, автор использует всю ту литературу, которая имелась в его распоряжении, приводит литературу о моделях почти всех включенных в каталог фигур, за исключением тех, которые в литературе не получили отражения.
В этой работе, в какой-то мере удалось осветить остававшиеся до сих пор неясными обстоятельства происхождения некоторых вещей. Во всех случаях, когда в литературе встречается устаревшая или заведомо неправильная атрибуция, в каталоге это указано.

Гота

Фарфоровая мануфактура Готы была основана в 1757 году Вильгельмом-Теодором Ротбергом. Немало пришлось ему поработать, чтобы прийти к удовлетворительным результатам. Лишь после того как в 1772 году удалось привлечь на мануфактуру искусных мастеров-живописцев Христиана Шульца, Иоганна-Георга Габеля и Иоганна-Адама Брэма, производство достигло расцвета, который обеспечил ему ведущее место среди предприятий Тюрингии. В течение длительного времени эти мастера являлись арендаторами мануфактуры. По имеющимся данным, Шульц усовершенствовал массу и глазурь. Благодаря великолепным росписям изделия Готы приобрели популярность.
Среди живописцев мануфактуры появляются и новые имена: Шмидт, исполнявший сюжетные композиции, пейзажи, цветы, Рюгер - мастер пейзажа, Фрей, писавший цветы, арабески и орнаментальные композиции.
В 1802 году, через шесть лет после смерти Ротберга, мануфактуру купил наследный принц Август Гота-Альтенбургский и передал в аренду своему приближенному Эгидиусу Хеннебергу, который присоединился к прежним арендаторам, но постепенно отстранил своих партнеров и с 1813 до 1834 года являлся единоличным руководителем мануфактуры. В дальнейшем, в течение длительного времени, вплоть до 1881 года, производство оставалось во владении его наследников.
Очень интересно раннее произведение Готы - ароматник на тагане. Этот уникальный предмет из серовато-желтой массы с росписью лиловой, желтой и зеленой красками, сближающей его с фаянсом, характерен для первых, еще весьма несовершенных изделий, дошедших до нас в единичных экземпляров. Эрмитажный ароматник особенно ценен тем, что в нем прослеживаются элементы стиля рококо, не получившего развития в производстве Готы. Но, вместе с тем, в ароматнике уже можно отметить отдельные черты стиля Людовика XVI, в дальнейшем нашедшего широкое применение в изделиях мануфактуры. Этот стиль и определяет художественные достижения Готы, продукция которой тогда не имела себе равных среди мануфактур Тюрингии. В эрмитажном собрании этот период представлен характерными предметами, очень разнообразными по декору. В последней четверти 18 - начале 19 века мануфактура выпускала преимущественно тет-а-теты, солитеры, подарочные чашки с крышками - для кофе и шоколада, разнообразные вазы. Роспись предметов этого времени отличается омобой чистотой и свежестью красок. Распространенными были чашки с силуэтными портретами, вензелями и памятными, надписями, а также с аллегорическими сценами. Среди экспонатов, датируемых началом 1780-х годов, выделяется подносик сердцевидной формы для двух шоколадных чашек (чашки не сохранились), расписанный пурпуром, привлекающий внимание совершенством линий. При всей тщательности исполнения, удивительно свободно и легко написаны золотом и серебром цветы, разбросанные по всей поверхности сливочника, а также орнаментальный поясок из тончайшей золотой сетки в виде кружева, окаймленной вьющейся гирляндой, выполненной синей эмалевой краской.
К 1790-м годам плавные грушевидные и овоидные формы сменяются цилиндрическими и конусообразными. Росписи, преимущественно с использованием античных сюжетов, становятся однотонными, по манере близкими гризайльной росписи.
Около 1795 года в Готе появляются чайные сервизы, роспись которых подражает греческой краснофигурной вазовой живописи. В собрании Эрмитажа имеется чашка с высокой плоской ручкой, отличающаяся изяществом силуэта и мастерски исполненной росписью подобного типа.
XIX век представлен двумя вещами - чашкой и сливочником. Чашка цилиндрической формы, характерной для первой четверти века, отличается обильным применением золота; в центре - овальная цветная миниатюра, по всей вероятности портрет герцога Августа Гота-Альтенбургского. На небольшом сливочнике с детскими силуэтами на фоне пейзажа, который можно датировать началом 30-х годов XIX столетия, имеется печатная марка тех лет: фамилия владельца фабрики - Henneberg - дана в виде ребуса.

Клостер-Фейльсдорф

Среди предприятий Тюрингии 18 века продукция фарфоровой мануфактуры Клостер-Фейльсдорфа, основанной в 1760 году, по своему художественному значению занимала особенное место.
В отличии от других фарфоровых производств Тюрингии, принадлежавших частным предпринимателям, фейльсдорфская фабрика находилась во владении основавшего ее представителя правящей династии - принца Фридриха-Вильгельма-Евгения из дома Саксен-Хильдбургхаузенов. Успеху в организации мануфактуры способствовали его предприимчивость, разносторонние знания и, по видимому, знакомство с основами фарфорового производства в Копенгагене, где он жил некоторое время, находясь на службе в датской армии.
В 1765 году принц Евгений получил большие привилегии на земельные угодья, сырье, топливо, водные ресурсы от старшего брата - владетельного герцога Эрнста-Фридриха Хильдбургхаузена, разорившего страну непомерной расточительностью и, очевидно, рассчитывавшего получить определенную долю доходов от основанной в его владениях фарфоровой мануфактуры. Несмотря на все познания, незаурядные способности и большую енергию Евгения, фарфоровая мануфактура - его любимое детище, - во всех делах которой он принимал самое деятельное участие, терпела убытки; до конца своей жизни Евгений так и не смог выплатить долги.
Высокий художественный уровень фейльсдорфских изделий и связанные с этим большие расходы в значительной степени отражались на ценах, а это, в свою очередь, снижало спрос на продукцию мануфактуры. Сохранилось множество документальных свидетельств того, что Фейльсдорфская мануфактура не могла успешно конкурировать с другими предприятиями Тюрингии, в частности с Лимбахом. В условиях постоянной борьбы за существование финансовое положение Фейльсдорфской мануфактуры все время ухудшалось. В 1791 году она была сдана в аренду, а в 1795 году умер ее основатель - принц Евгения, в 1797 году герцогская комиссия продала мануфактуру за 15000 флоринов владельцам лимбахской фабрики - сыновьям Готхельфа Грейнера и фирме Фридриха-Христиана Грейнера в Рауэнштейне.
С первых дней существования Фейльсдорфская мануфактура выпускала первоклассную пластику, посуду и множество разнообразных изделий - вазы, настольные украшения, подсвечники, чернильницы, табакерки, набалдашники для тростей и т. п. Среди живописцев, имена которых сохранились в платежных ведомостях, особо выделялся талантливый Готфрид-Теодор Делль (Gottfried Theodor Doll) - сын управляющего мануфактурой и брат скульптора Фридриха-Вильгельма-Евгения Делля. На некоторых расписанных им вещах - посуде, фигурах - имеется его инициал. С особым мастерством выполнял Делль росписи с цветами и фруктами; очень своеобразны его "благоухающие", свободно разбросанные букеты с мягко написанными, отличающимся особой бархатистостью, крупными цветами. В такой манере исполнен подносик; Деллю приписывается и роспись фигур, одежду которых украшают мелкие цветочные гирлянды. Бесспорными работами этого живописца являются разные предметы из сервиза с птицами среди цветочных гирляндщ; один такой образец имеется в собрании Эрмитажа.
Пластика Фейльсдорфа представлена весьма значительными работами. Один из первых известных нам модельеров - Венцель Ней (Wenzel Neu). Он работал на мануфактуре с 1763 по 1767 год. Ему пренадлежат: серия "Итальянская комедия", фигуры из серии "Четыре стихии", "Семь планет" и некоторые из наиболее ранних моделей Фейльсдорфа, например, пастушка, играющая на свирели.
Интересны работы ученика Венцеля Нея - Фридриха-Вильгельма-Евгения Делля (Friedrich Wilhelm Doll), впоследствии придворного скульптора в Готе. По его моделям исполнены некоторые фигуры из серии "Народы Леванта" (Турецкий двор), уникальной по количеству имеющихся в Эрмитаже фигур.
Из мастеров тюрингской фарфоровой пластики наиболее известен скульптор и живописец Франц Котта (Franz Kotta), работавший в Фейльсдорфе, Фолькштедте, Гроссбрейтенбахе. В собрании Эрмитажа хранятся выполненные по его моделям фигуры - персидский царь Кир из серии "Четыре монархии", маленькая фигурка Помоны - "Осень" и другие.
Все образцы пластики, одни - экспрессивные и динамичные, другие - более статичные, при всем разнообразии тематики отличаются замкнутостью силуэта и лаконичностью плавных линий, составляющих особенность изделий Фейльсдорфа.

Фолькштедт

Мануфактура Фолькштедта в княжестве Шварцбург-Рудольштадт основана в 1760 году одним из изобретателей фарфора Георгом-Генрихом Махелейдом. Первоначально мануфактура располагалась в Зитцендорфе, в 1762 году была переведена в Фолькштедт, близ Рудольштадта. Она достигла расцвета между 1767 и 1800 годами, когда находилась в аренде у предприимчивого эрфуртского купца Христиана Нонне.
В Фолькштедте некоторое время работал один из ведущих мастеров - скульптор и живописец по фарфору Франц Котта,незадолго перед тем покинувший Фейльсдорф и после непродолжительного пребывания в Гроссбрейтенбахе на длительное время обосновавшийся на Фолькштедтской мануфактуре.
Несмотря на несовершенство массы, которая в первые десятилетия была сероватой, впадающей в синеву, и глазури, недостаточно чистой, подчас рваной и пузырящейся, изделия Фолькштедта обладают определенными художественными достоинствами.Формы и мотивы рококо, господствовавшие здесь на протяжении весьма продолжительного времени, во многом определяли своеобразие изделий Фолькштедтской мануфактуры - обилие всевозможных лепных и рельфных украшений хорошо маскировало несовершенство материала.
В собрании Эрмитажа преобладает посуда, но имеющиеся отдельные фигуры все же дают некоторое представление об собенностях пластики Фолькштедта. Уникальные экземпляры больших фигур пленников свидетельствуют о высоком уровне изделий фолькштедтских скульпторов. Заслуживают внимания и произведения раннего периода, такие, как группа "Собаки и кабан", фигуры "Зима" и "Лето" из серии "Времена года".
Посуда, при всей необузданности форм и орнаментики фолькштедтского рококо, привлекает своеобразной изысканностью. Характерны в этом отношении миска и большие блюда производства первых лет, когда заимствованный в Мейсене мотив рельефного декора "Altbrandenstein" был еще свеж; позднее его применяли без меры и , как всякий шаблон, он стал навязчивым и скучным.
Интересен по своим контурам и несколько преувеличенным декоративным формам соусник с двумя рыльцами в виде стилизованных дельфиньих голов и с лепной цветочной гирляндой на крышке.
В росписях преобладают так называемые немецкие цветы, впервые появившиеся в Мейсене; позднее встречаются мелкие цветочные гирлянды в сочетании с цветным чешуйчатым узором. Кроме цветов для украшения изделий использовали пейзажи и фигурные композиции.
Формы и мотивы классицистическоготстиля не миновали в свое время и Фолькштедт, хотя внедрялись здесь довольно медленно. Черты нового стиля проявились не только в формах и характере декора, но также в тематике и мотивах росписей. Цилиндрические кофейники, чайники и чашки с прямоугольными ручками пришли на смену вычурным формам предшествующего периода.
В пластике этого времени чаще всего встречаются жанровые фигуры в современных костюмах, расписанных узорами, модными в тканях того времени; нередки мифологические и аллегорические фигуры - Аполлон, Диана, Урания.

Валлендорф

Мануфактура Валлендорфа, одна из наиболее ранних в Тюрингии, возникла в 1764 году по инициативе состоятельного предпринимателя Иоганна-Вольфганга Хаманна, который объединился с Готхельфом и Готфридом Грейнерами - изобретателями фарфора из Катцхютте; к ним присоединился также мастер гончарного производства Иоганн-Георг Дюммлер. После того как в Катцхютте запретили обжиг фарфора, Хаманну пришлось приобрести поместье в Валлендорфе, где и была основана мануфактура. Через семь лет Готхельф Грейнер покинул Валлендорф и в 1772 году открыл собственное предприятие в Лимбахе.
Фарфор Валлендорфа отличался относительной белизной, хотя в нем и были некоторые изъяны, особенно глазури. Наряду с художественными изделиями здесь вырабатывались дешевые предметы обихода.
В собрании Эрмитажа имеются только три фигуры производства Валлендорфа: две парные - мужская и женская, олицетворяющие "Зиму", третья - женская фигурка "Зима", выполненная по той же модели, но отличающаяся росписью. Выбор красок, очевидно, был невелик - красная, пурпурная, светло-зеленая - и раскраска варьировалась в пределах этих цветов. Все три фигурки обладают несомненной привлекательностью и, по-видимому, принадлежат к числу лучших образцов фарфоровой пластики Валлендорфа.
Посуда мануфактуры Валлендорфа из эрмитажного собрания относится к разным периодам, начиная с 1770-х годов и кончая первым десятилетием XIX века. Формы и росписи этих предметов обнаруживают и стилистические различия. В росписях XVIII века преобладают цветы, вензеля и мотив синего сухоцвета; для вещей XIX века характерны архитектурные пейзажи, выполненные пурпуром, а также антикизирующая роспись, иногда носящая несколько лубочный характер.

Лимбах

Фарфоровую мануфактуру Лимбаха основал в 1772 году Готхельф Грейнер, которого называли "отцом фарфоровой индустрии Тюрингии". Как уже было сказано, вместе с двоюродным братом Готфридом он начинал свою деятельность на мануфактуре Валлендорфа.
Через семь лет Готхельф Грейнер, отделившись от своих компаньонов, основал собственную мануфактуру в Лимбахе, где упорно работал над усовершенствованием фарфоровой массы и глазури. Деятельность его увенчалась успехом. Он приобрел и наладил клонившееся к упадку производство в Гроссбрейтенбахе, а в 1786 году взял в аренду мануфактуру Ильменау.
Разнообразные изделия мануфактуры Лимбаха, в первую очередь его фарфоровая пластика, получила широкое распространение. Пластика Лимбаха, с достаточной полнотой представленная в собрании Эрмитажа, отражает наиболее характерные особенности этого производства.
Произведения, созданные лимбахскими скульпторами и живописцами, свидетельствуют о свежести и непосредственности восприятия, о своеобразной, несколько наивной трактовке жанровой тематики. Фигурки городских и деревенских жителей, а также представителей экзотических стран подкупают своей жизнерадостностью и необыкновенной праздничностью. Красочностью костюмов особенно выделяются произведения 1770 - начала 1780-х годов.
Фигурки пастуха и пастушки, жнеца и жницы, садовника, олицетворяющие времена года, расписаны ярко и, вместе с тем, гармонично; в еще большей степени это относится к фигурам представителей экзотических стран, символизирующим части света (возможно, это образы волхвов). Исключительной красочностью отличаются "Африка" и "Америка" в роскошных мантиях, и пышных головных уборах с пестрыми перьями.
Среди фигур встречаются изображения жителей маленьких провинциальных городков: мелких бюргеров, музыкантоа (флейтист, кларнетист), кавалера с муфтой, отправляющегося на прогулку (аллегория Зимы). Редкий и, вместе с тем, характерный образец лимбахской пластики - фигура нарядной дамы. перебирающей струны гитары, на столике возле нее - нотные тетради, на одной из которых имеется надпись Choral Buch 1871, чашка с блюдцем и кофейник.
Все эти образы наделены той живостью и непосредственностью, которая обеспечивала им широкую популярность. Вероятно, не только коммерческие способности Грейнера содействовали распространению пластики Лимбаха. Его успехи определялись еще и тем, что он умел находить способных скульпторов и живописцев. Располагая ограниченными красками, художники подбирали чистые, звучные тона и умело их сочетали. И вот уже двести лет краски лимбахского фарфора не перестают восхищать своей первоначальной свежестью.
Несмотря на то, что имена некоторых скульпторов и живописцев Лимбаха известны по архивным документам, установить принадлежность тех или других работ определенному мастеру пока не удалось.
В 1770 - 1780-е годы, когда создавались лучшие произведения лимбахской пластики, мануфактура изготовляла и посуду, но удельный вес ее был относительно невелик, поэтому и в собрании Эрмитаж имеется лишь несколько предметоа. Среди них обращает на себя внимание чайник, поверхность которого покрывают косые ребра и роспись - идущие по диагонали цветочные гирлянды; краски такого же высокого качества и тех же тонов, что и в росписи фигур (с характерным именно для Лимбаха бирюзовым цветом). Оригинален рельефный декор чайника, а также его носик, разделанный в виде оперения и заканчивающийся головой хищной птицы с раскрытым клювом.
Особенно привлекателен кофейник, форма которого необычайно гармонична по своим пропорциям: скругленное тулово, расписанное яркими букетами, превосходно сочетается с ручкой из крупных завитков. Своеобразен и носик кофейника в виде женского маскарона, обрамленного венчиком из листьев, расписанных сочными, глубоких тонов, зеленой и лиловой красками.
Остальные предметы эрмитажного собрания - обиходная, преимущественно чайная посуда, характерная для Тюрингии конца XVIII века, с рифленой поверхностью, расписанная розово-пурпурной краской. Преобладает мотив японского декора - стилизованные хризантемы. Посуда эта имела хождение главным образом среди мелких бюргеров и зажиточных крестьян.

Гроссбрейтенбах

Мануфактура Гроссбрейтенбаха, основанная в 1777 году майором Эрнстом Хопфгартеном, уже в 1782 году перешла в собственность Готхельфа Грейнера - владельца мануфактуры в Лимбахе и стала ее филиалом; на изделиях Гроссбрейтенбаха начали ставить лимбахскую марку, введеную в 1788 году, - листик клевера. Поэтому трудно отличить изделия Лимбаха от изделий Гроссбрейтенбаха того периода. Тем не менее мы сочли возможным выделить три предмета, принадлежащие, как нам кажется, Гроссбрейтенбаху. В отличие от лимбахской теплой, чуть желтоватой массы, фарфор этих вещей имеет темный, почти серый оттенок; кроме того, в росписи двух из этих предметов использован мотивт синего подглазурного сухоцвета, который являлся преобладающим в Гроссбрейтенбахе. По некоторым сведениям, уже в начале XIX века здесь полностью перешли к подглазурной синей росписи.

Ильменау

Фарфоровая мануфактура в Ильменау, герцогство Веймар-Эйзенах (основатель - Христиан-Захариас Гребнер), возникла в 1777 году на правах концессии. После нескольких лет застоя она была продана с торгов в казну и тогда же, в 1786 году, отдана в аренду владельцу Лимбахской мануфактуры - Готхельфу Грейнеру. С 1792 года ее арендатором становится Христиан Нонне, возглавлявший одновременно и фолькштедтское производство. При нем начинается расцвет мануфактуры Ильменау, впоследствии перешедшей в полную собственность Нонне.
Очевидно, в Ильменау лишь со второй половины 1780-х годов стали изготовлять фарфор удовлетворительного качества. В списках товаров того времени упоминаются и фигуры, но выявить их до сих пор не удалось. Около 1800 года в Ильменау начали выпускать плакетки с белыми рельефами на голубом фоне, в подражание изделиям из яшмовой массы производства Веджвуда.
Восемь предметов посуды из собрания Эрмитажа относятся к 1790-м годам. Среди них выделяется кофейник, расписанный крупными букетами разнообразных цветов, отличающимися неожиданной для конца века многокрасочностью и мастерством исполнения не лишенного, впрочем, известной сухости, которая вообще была свойственна этому периоду.

Гера

Год основания мануфактуры Геры - 1780. Здесь, по-видимому, производился различный по качеству фарфор. Немногие образцы посуды Геры, имеющиеся в Эрмитаже, весьма оригинальны. Интересна роспись сахарницы с мужским силуэтом и вензелем на желтом фоне, среди сиреневого червчатого узора, а также тазика для бритья, дно которого украшает зеленый вензель, окруженный венком из цветов, написанных зеленой люстрирующей краской. Что касается пластики производства Геры, то хранящиеся в Эрмитаже две фигуры и группа - среднего качества, в то время как в других собраниях известны более высокохудожественные вещи, исполненные на этой мануфактуре.

Рауэнштейн

Фарфоровая мануфактура, основанная в 1783 году в старом замке Рауэнштейн, в юго-западной части Тюрингского леса, своим появлением обязана инициативе трех представителей фамилии Грейнер. Один из них - Иоганн-Георг был поставщиком при Шварцбургском дворе, а также совладельцем стеклянного производства в Глюкстале, два других - Иоганн-Фридрих и Христиан-Даниэль-Зигмунд Грейнеры были стеклоделами.
Фарфоровая мануфактура быстро достигла расцвета, в 1794 году ее персонал насчитывал уже 124 человека. Изготовлялась здесь в основном чайная и кофейная посуда и чашечки для турецкого кофе, но встречались и другие предметы. К их числу принадлежит чернильница сложной конфигурации, с двойной стенкой и фигурками амуров. Чернильница расписана темным пурпуром, что особенно характерно для Рауэнштейна, но кроме однотонной здесь применялась и разнообразная многокрасочная роспись. Таковы, например, чашки с блюдцами, где на кобальтово-синем фоне с золотом или с золотыми звездочками по синему фону в резервах красками изображены фигуры кавалеров и дам в модных костюмах и прическах, букеты, натюрморты, ребусы с надписями и т. д.
В Рауэнштейне в значительном количестве выпускалась и посуда для обихода с пестрыми цветами в народном вкусе, а также распространенная в это время чайная посуда с дальневосточными мотивами росписей - стилизованными пурпурными хризантемами и синими подглазурными цветочками сухоцвета.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,

Ул Счастливая,д.14

Станция метро Ленинский Проспект

Схема проезда

8 (812) 997-58-87
8 (950) 005-91-97
8 (904) 514-50-09

ekomissionka@yandex.ru

vkontakte.ru/club2306337

© ekomissionka

Конструктор сайтов - uCoz